Визуальная новелла - это поджанр игр, входящий в игровой жанр под названием interactive fiction. Жанр был популярен в 80-х на компьютерах и частично на бумаге (интересно, многие ли помнят интерактивную фантастику в бумажной форме, где надо было переходить на разные страницы, выбирая ответы, я её когда-то покупал). Это игры, на 100%. Пожалуй, можно поспорить насчёт кинетических новелл. На мой взгляд, до тех пор, пока они вовлекают в свой мир игрока, они также являются играми. В этом смысле даже веб-комикс является игрой, когда позиционирует себя как видеоигру, то есть является программой, а не набором картинок, и даёт себя прокликивать. Если покопаться в freeware и игровом артхаусе, то выяснится, что игры без геймплея - это такая же обыденность, как картины без изображаемых объектов и тексты без знаков препинания и грамматики (если что, абстракционизм и поток сознания изобрели не вчера). Хотя у большинства визуальных новелл геймплей есть, и он слабо отличается от другой интерактивной фантастики (разве что выборов обычно меньше). Естественно, грань между играми и интерактивным искусством в данном случае размывается, ну так это вопрос дефиниций, многие игры являются интерактивным искусством, а интерактивное искусство часто строится на игровой основе.
Первые визуальные новеллы из 80-х, типа тех, что привёл BonAntonio, являются довольно обыденными представителями интерактивной фантастики (для удобства назовём так interactive fiction, хотя это не всегда фантастика) без всякой авангардности. Что касается включения мини-игр и элементов других жанров, то это норма для игр 80-х и первой половины 90-х, уже потом жанры остепенились и стали более предсказуемыми (включая VN). Вообще авангардность - это обычно не про визуальные новеллы, при том, что фан-сервисных извращений, иногда с претензиями на философию, в них хватает. Довольно сложно найти внку, в которой степень необычности и авангардность была бы хотя бы на уровне Passage, Gorogoa и Yume Nikki, а ведь это верхушка айсберга, то есть относительно доступные, современные и известные игры в бурном подземном море игрового артхауса (Осаму Сато, The Path, Kid A Mnesia Exhibition и множество других где-то дальше в глубинах). Конечно, у внок есть свои преимущества перед другими играми, обычно аналогичные преимуществам аниме перед другими мультфильмами: дизайн, персонажи, романы и всё такое.
Внки - достаточно нишевый жанр, интересующий почти исключительно анимешников и отдельных любителей indie, но другой интерактивной фантастики сейчас вообще кот наплакал (что и привело, в сочетании с большим количеством людей, которые играют только в VN, к утверждению VN как отдельного жанра), разве что симуляторы ходьбы можно считать её своеобразным ответвлением в другом формате.
От
Allen_8, · Опубликовано