DIMFIRE Опубликовано 5 мая, 2013 Жалоба Опубликовано 5 мая, 2013 Великий и Солнцеподобный, Пекущийся обо всех и каждом, насаживающий духовность и поднимающий роиссю с колен тут ни при чем и аналогия актуальна с Акумецу но не с сабжем. Цитата
shiоri Опубликовано 2 июня Жалоба Опубликовано 2 июня По первым двум сериям неплохо. Во-первых, богатейший и эффектнейший визуал финансового района — напоминает стилистически предыдущий Мононокэ Накамуры. Во-вторых, респект за тематику. Правда, многовато экшена. Вопрос, что будет дальше. Если по большей части пиу-пиу, то это красочно, но всё-таки деньги на ветер. Если будет хоть какая-то концептуализация и философия — уже бодрее. ГГ-кун в яростном желании быть средним не так уж и провален, образ Мащу вообще довольно неординарный, можно поразбирать, Q загадочная, но притягательная, да и мотивы Микуни чуть глубже копнуть было бы интересно. Цитата
DIMFIRE Опубликовано 3 июня Жалоба Опубликовано 3 июня 19 часов назад, shiоri сказал: По первым двум сериям неплохо. Во-первых, богатейший и эффектнейший визуал финансового района — напоминает стилистически предыдущий Мононокэ Накамуры. Во-вторых, респект за тематику. Правда, многовато экшена. Вопрос, что будет дальше. Если по большей части пиу-пиу, то это красочно, но всё-таки деньги на ветер. Если будет хоть какая-то концептуализация и философия — уже бодрее. ГГ-кун в яростном желании быть средним не так уж и провален, образ Мащу вообще довольно неординарный, можно поразбирать, Q загадочная, но притягательная, да и мотивы Микуни чуть глубже копнуть было бы интересно. Будет и концептуализация и философия. Не берусь судить о качестве (отзывы неоднозначны), но это одно из немногих покемоноводческих аниме, меня порадовавших. Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 4 июня Жалоба Опубликовано 4 июня чтобы различать используемые приёмы, которые делятся на три типа, вот из статьи текст: "анализируя существующие подходы к измерению социального капитала, выделяют три уровня анализа: микро-, мезо- и макро-. На микроуровне в качестве основной переменной анализа используются: генерализованное до-верие (D. Narayan и L. Pritchett; A. Krishna N. Uphoff, J. Brehm и W. Rahn); фактор доверия (P.F. Whiteley); социальные сети (Роуз). Мезоуровень связан с исследованием таких переменных, как: участие в добровольческих организациях (R. Putnam, С. Grootaert, D. Narayan и L. Pritchett, A. Krishna N. Uphoff); гражданское участие (J. Brehm и W. Rahn); коррупция (Е.М. Urslaner). На макроуровне – доверие правительству (J. Brehm и W. Rahn, R. Rose), коррупция (Е.М. Urslaner), экономическая свобода (Всемирный банк), децентрализация (М. Paldam, G.T. Svendsen). В данной работе мы будем придерживаться комплексного подхода, рассматривая социальные сети, посреднические институты, нормы и ценности, доверие как источники и следствия социального капитала, проводя анализ на микро- и мезоуровне. На наш взгляд, степень укорененности мусульманских благотворительных практик в повседневности может свидетельствовать об особенностях мусульманских «социальных сетей», уровне доверия и в целом роли религиозных практик в социальном капитале различных групп населения. Мы рассмотрим два основных поля развертывания благотворительных практик среди людей, идентифицирующих себя с мусульманами – в рамках религиозных организаций и частной жизни. " микро - человек мезо - организация макро - страна В 03.06.2025 в 02:02, shiоri сказал: концептуализация и философия — уже бодрее ну тут говорят примерно о том же, о чём Зубаревич (выступала в совете Федерации, да и много чего интересного с ней на ютубе), которая специалист по регионоведенью (смесь географии и экономики, упор на регионы) говорила в разное время в разных местах (не вспомню какие именно уже были), если коротко: Можно жалеть и по чуть чуть резать хвост собаке. Цитата Жил да был однажды человек, который решил отрубить своей собаке хвост. Нет, он был незлой. Даже добрый. И решил не отрубать ей весь хвост сразу – собаке ведь будет жаль сразу и целиком его потерять. И человек начал отрубать ей хвост по кусочкам. Отрубит один кусочек, когда собака оправится от потери – ещё кусочек… Спойлер Жил да был однажды человек, который решил отрубить своей собаке хвост. Нет, он был незлой. Даже добрый. И решил не отрубать ей весь хвост сразу – собаке ведь будет жаль сразу и целиком его потерять. И человек начал отрубать ей хвост по кусочкам. Отрубит один кусочек, когда собака оправится от потери – ещё кусочек… Но где-то на середине хвоста человека начала мучить совесть. Он решил – а может, не надо так? Может, сумеет он примириться с хвостом, и будет собака жить такая, какая она есть? И он начал пришивать ей хвост обратно. Опять, по кусочку. Пришивал, пришивал. А потом вдруг понял, что всё-таки не может. И снова стал отрубать. Понимаете, дело было в том, что когда он только познакомился с собакой – он хвоста не заметил. Он видел только её морду, её глаза. То, как она рада его видеть. И только потом, когда взял её в свою квартиру, когда назвал своей, стал кормить… Вдруг он заметил хвост. И с тех пор никак не мог выбросить его из головы. «Да что же это такое», думал человек, когда на прогулке видел других хозяев с другими собаками. «Ни у кого больше хвостов нет, а у моей, понимаешь ли, есть!». На самом-то деле, хвост есть у каждой собаки, просто у чужой его сложнее заметить, чем у своей. Но человек об этом не задумывался. Он продолжал то отрубать у собаки кусочки хвоста, то пришивать обратно, то отрубать, то пришивать… Пока однажды совесть не замучила его так, что вообще. И тогда он сказал: «Ладно! Будь такой, какая ты есть!». Пришил ей обратно все кусочки хвоста, до последнего, и сказал: «Я приму тебя, со всем твоим хвостом, каким бы он ни был, я обещаю». Только это был уже совсем другой хвост, не такой как вначале. И собака, кажется, была уже совсем не та. Во всяком случае, не вызывала она у него тех, изначальных эмоций. Он гнал от себя эту мысль. Прикрывался чувством долга – обещал ведь считать собаку своей, кормить её, держать её у себя… Но мысль оставалась. Несколько дней спустя собака подошла к человеку и принесла ему мячик. Кто её знает – может, она на него совсем не злилась. Простила ему всё то, что он с ней делал. А может, наоборот, её отношение к нему тоже остыло, и она хотела с помощью игры восстановить былое… Это неважно. Важно то, что все силы человека были потрачены на борьбу с хвостом. Он забыл, как надо просто играть с собакой. И никогда так и не смог этого вспомнить. Про хвост и собаку (Юрий Рахманов) / Проза.ру Она говорила про это в плане резких изменений. Если оставить всё как есть, вот то есть крупные города, где так и остались советские (или просто какие-то в других странах примеры) заводы и люди живут как прежде в прошлом веке, вроде бы жизнь не ломалась, но уровень жизни там ниже чем в сервисной экономике. То есть старые проблемы, нет рывка в развитии. Изменения очень медленные. А можно "кирпичом по голове", применимо к России это те города, которые быстро перешли из технологического уклада заводов в сервисную экономику, очень страдали в 90-ые и 00-ые, зато сейчас расцвели. Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 4 июня Жалоба Опубликовано 4 июня (изменено) В данном аниме поднимается эта тема - делать рывок и бросить всё то, что при рывке умрёт. Или жертвовать развитием, чтобы жить в настоящем, которое вот вот загнётся. В 03.06.2025 в 02:02, shiоri сказал: Если будет хоть какая-то концептуализация и философия — уже бодрее. ну тут про за и против застоя.. можно вспомнить, что в Японии также есть те, кто говорит про застой.. 15 минут назад, Мистик +-+ сказал: А можно "кирпичом по голове", применимо к России это те города, которые быстро перешли из технологического уклада заводов в сервисную экономику, очень страдали в 90-ые и 00-ые, зато сейчас расцвели. быстро перешли, потому что заводов просто не стало, не вписались в экономику можно также вспомнить анекдот про «Студенческий ад», вот тут также, размышления о том, стоит жить активно или пассивно.. вот в финансовом квартале люди рискуют, да так, что пройгрыш перечёркивает всё.. однако позже покажут, что те кто не в финансовом квартале, также зависимы от финансового квартала, то есть пассивная жизнь вроде бы стабильна, однако некоторые события меняют сразу всё, на примере подруги гг из первой серии это показали рисковать - плохо не рисковать - тонуть в болоте Изменено 4 июня пользователем Мистик +-+ (смотреть историю редактирования) Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 4 июня Жалоба Опубликовано 4 июня " Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!" В 03.06.2025 в 02:02, shiоri сказал: ГГ-кун в яростном желании быть средним не так уж и провален, образ Мащу вообще довольно неординарный, можно поразбирать, Q загадочная, но притягательная, да и мотивы Микуни чуть глубже копнуть было бы интересно. гг просто живёт и видит перед собой более хорошую жизнь и оказывается что то как он живёт это не то, надо вкалывать ещё больше и с большими рисками Цитата
shiоri Опубликовано 13 июня Жалоба Опубликовано 13 июня Итоговые впечатления. Ещё раз похвалю визуальный дизайн финансового района — возможно, лучшее, что есть в тайтле. Размах не такой грандиозный, как в Mononoke, но проработка, детализация, эффектность — на высоком уровне. Здесь и торговая площадь под бетонным шатром с изнанкой в виде алхимической живописи, и макетоподобные будто мощёные бледно-серой плиткой массивы зданий — с динамичным узором из кроваво-красных пикселей, и сходящиеся у площади дороги с рядами золотистых многоликих идолов, и гигантская монета с рифлением не только гурта, но и аверса с реверсом, и ардекошные орнаменты и украшения. Очень много с тщанием нарисованных мелких антуражных деталек — карты с лицом-луной и черепом, логотип и фирменный шрифт самого тайтла, склеивающие диалог Антре и его Ассета чёрные пиксели, стилизованные под витражи или арнуво иконки атак, летающие циферки электронных счётчиков и даже рекламный eyecatch в серединах серий нарочито геометрично-эстетский. В целом — атмосфера потустороннего, тайного, роскошного и абстрактного мира финансов. Забавное совпадение — бело-красные ландшафты района в C с подзаголовком Control напоминают светло-серый бруталистский бетон с красным акцентами врагов-hiss из игры Control, а искажённый голос ассетов из карт — телефонные послания The Board из той же игры. Из чардизайнов Мащю не очень впечатлила — тотально алая гамма и рога мне понравились, но перебрали с плоскостью и томбоистостью, получился совсем уж андрогинный образ, близкий к персонажам Houseki no Kuni, не чувствовалась женственность. Кью показалась гармоничнее, несмотря на более выраженную зооморфность — и рога ветвистее, и розово-неоновые выросты добавляют мягкости. Звание вайфу тайтла отдал бы ей. Ну и Масакаки шизоидно ярок, как и полагается олицетворению алчной одержимости. Бои и механики меня мало интересовали — здесь особо сказать нечего, в меру красочны. За тематику выражаю особый респект Кэндзи Накамуре, в аниме тема финансов редчайшая. Максимум, что иногда можно найти про деньги — это либо будни очередного мелкого лавочника, либо гэмблинг вперемешку с криминалом /Кайдзи, Агаки, Какэгуруй etc/, либо легендарный Ookami он же Spice & Wolf, но это скорее история романтического путешествия с монетарными элементами фоном. Здесь же вдохновением послужил аж мировой финансовый кризис 2008 года, но, увы, реализация всё же оказалось слабоватой. Основной конфликт в том, что антагонист Микуни готов жертвовать будущим страны ради сохранения стабильности в стагнации и не без личного интереса, жизни сестры, а главный герой Кимимаро выбирает не ужас без конца, а ужасный конец. Ирония в том, что ни одно из решений не является правильным и не гарантирует успеха, о чём прямо и говорится в финале — ужасный конец легко может вместо оздоровления привести к цикличным кризисам а ля Аргентина, а затяжная стагнация не обязательно ведёт к краху, но и чтобы выбраться из неё, как во время революции Мэйдзи, нужен удачный момент и благоприятные условия. Ещё очень не понравился слив филантропа-Сэннодзы, из его нестандартного пацифизма точно можно было выжать больше, чем просто закадровое поражение очередного полустатиста. Сюжеты про детей учителя-Эбары и будущих учеников и карьеру милахи Ханаби — жизненно и трогательно, но ряд интересных персонажей раскрыли слабо — Дженни, осведомителя-Такэдадзаки, ренегата из гильдии. По итогу поставил всего 7/10, тк ожидал куда большего. Но всё же сам проект интересный и скорее для ищущего нестандартное зрителя. Хотя, учитывая наличие впечатляющей картинки, кавайных тян и сочного экшна, может и для непритязательного взгляда сойти. 2 Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 14 июня Жалоба Опубликовано 14 июня Цитата Здесь же вдохновением послужил аж мировой финансовый кризис 2008 года, но, увы, реализация всё же оказалось слабоватой. Основной конфликт в том, что антагонист Микуни готов жертвовать будущим страны ради сохранения стабильности в стагнации и не без личного интереса, жизни сестры, а главный герой Кимимаро выбирает не ужас без конца, а ужасный конец. Ирония в том, что ни одно из решений не является правильным и не гарантирует успеха, о чём прямо и говорится в финале — ужасный конец легко может вместо оздоровления привести к цикличным кризисам а ля Аргентина, а затяжная стагнация не обязательно ведёт к краху, но и чтобы выбраться из неё, как во время революции Мэйдзи, нужен удачный момент и благоприятные условия. Ну и как состоянии Японии на данный момент? Цитата карьеру милахи Ханаби — жизненно и трогательно это уже обсуждалось, вернёмся в 2011 (вспомним молодость) В 12.06.2011 в 02:25, Мистик +-+ сказал: посмотрел с рус сабами. удивила фраза Ханаби Скрыть контент из сабов [dreamers_team] Dialogue: 0,0:18:10.26,0:18:16.24,DT_C_Main,,0000,0000,0000,,Да... Ханаби... Имя необычное, но простое, правда? Dialogue: 0,0:18:16.87,0:18:18.15,DT_C_Main,,0000,0000,0000,,Давайте проведём это время с пользой. из сабов [KBM TeaM] Dialogue: 0,0:18:15.42,0:18:21.19,Default,,0000,0000,0000,,Да... Ханаби... Странное имя, но его легко запомнить, верно? Dialogue: 0,0:18:21.73,0:18:23.14,Default,,0000,0000,0000,,Надеюсь, мы хорошо проведём время. То есть это нормально, первый раз увидев парня, вот так с ним заговорить, тем более он без приглашения пришёл к ней? Что то я не понял сюжетного поворота. Ханаби судя по реакции её матери видит Кимимаро первый раз.. да и что с Ханаби то случилось, кроме потери воли и жизнерадостности? В 13.06.2011 в 16:28, Kamajii сказал: У меня нехорошие ассоциации появились по поводу матери, пускающей к дочери первого встречного и дочери, говорящей о "времени с пользой". то есть они всё таки остались друзьями и это просто недопонимание с обоих сторон Цитата либо легендарный Ookami он же Spice & Wolf, но это скорее история романтического путешествия с монетарными элементами фоном. судя по описанию последующих томов (вставлял в тему по волчице), в аниме не попали арки, которые имеют скорее политический окрас разборок разных группировок (причём эта основа сюжета повторяется вплоть до самого конца основной серии ранобэ, дальше уже про их детей), чем просто экономика, хотя тот же сабж с финансовым кварталом больше про разборки Цитата
Mira5 Опубликовано 14 июня Жалоба Опубликовано 14 июня 2 часа назад, Мистик +-+ сказал: Ну и как состоянии Японии на данный момент? Антагонист Микуни победил, видимо. 2 часа назад, Мистик +-+ сказал: аниме не попали арки, которые имеют скорее политический окрас Так есть же ремейк недавний, там должны все арки войти. Цитата
shiоri Опубликовано 14 июня Жалоба Опубликовано 14 июня 8 hours ago, Мистик +-+ said: Ну и как состоянии Японии на данный момент? 5 hours ago, Mira5 said: Антагонист Микуни победил, видимо. В целом да, вариант Микуни — продолжает подгнивать и оттягивать конец, не совсем уж неизбежный, но просвета не видно. Причём подгнивать так можно ещё лет 50 влёгкую — как та же Венеция, Османская империя или Испанская. Более того, даже резкие шоки /путь Кимимаро/, как показывает практика, радикально ничего не меняют — Япония уже прошла через кризис 1998 года, глобальный финансовый 2008, ковид-2019, а стагнация никуда не делась уже четыре десятка лет. Причём спустя 15 лет "предсказанный" вариант спасения — оккупация американским финансовым районом — уже не кажется актуальным, учитывая нынешние проблемы США. Скорее оккупация китайским /на самом деле нет/. Цитата
Mira5 Опубликовано 14 июня Жалоба Опубликовано 14 июня 1 час назад, shiоri сказал: Причём подгнивать так можно ещё лет 50 влёгкую — как та же Венеция, Османская империя или Испанская. Ну слишком уж разные империи, причины их упадка и времена их упадка. Кмк, в случае Японии в принципе не так уж много чего можно сделать, так что тут получился выбор без выбора. Цитата
shiоri Опубликовано 14 июня Жалоба Опубликовано 14 июня (изменено) 13 hours ago, Мистик +-+ said: то есть они всё таки остались друзьями и это просто недопонимание с обоих сторон Не заметил этого даже, пересмотрел — Ханаби сидит в прострации и разговаривает сама с собой. Дословно она говорит kyou kara tanoshiku / 今日から楽しく — то есть "С сегодняшнего дня давайте приятно проводить время", если я правильно понимаю, это просто вежливая фраза типа yoroshiku / 宜しく, только более дружеская, тк Кимимаро её друг. Но в контексте депрессии звучащая пугающе. Намёка на энко я тут не увидел, тем более и денег он ей не давал. 3 hours ago, Mira5 said: Ну слишком уж разные империи, причины их упадка и времена их упадка. Кмк, в случае Японии в принципе не так уж много чего можно сделать, так что тут получился выбор без выбора. Я понимаю, что близкую историческую аналогию подобрать сложно — не такой большой и выбор. Просто имею в виду, что всё то, что создано экономическим чудом — дома, заводы, инфраструктура, технологии, образование и собственно люди — не так просто быстро и фатально проесть, инерция большая. Что касается того, что можно сделать, идеи-то есть — инвестиции в демографию, иммиграцию, технологии, в том числе энергетические, снижение оборонных расходов, обретение большей суверенности /чтобы не было опять Плаза аккорда/ — но насколько всё это реализуемо?.. Ну или просто можно опять 200 лет чахнуть, как при сакоку, а потом устроить Мэйдзи 2.0. Изменено 14 июня пользователем shiоri (смотреть историю редактирования) Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 16 июня Жалоба Опубликовано 16 июня Цитата Не заметил этого даже, пересмотрел — Ханаби сидит в прострации и разговаривает сама с собой. Дословно она говорит kyou kara tanoshiku / 今日から楽しく — то есть "С сегодняшнего дня давайте приятно проводить время", если я правильно понимаю, это просто вежливая фраза типа yoroshiku / 宜しく, только более дружеская, тк Кимимаро её друг. Но в контексте депрессии звучащая пугающе. Намёка на энко я тут не увидел, тем более и денег он ей не давал. Мама Ханаби то что ему сказала? Так в данном случае он с Ханаби был знаком до его прихода к ней? Там непонятна реакция её матери. Вообще не понятно, что произошло с их отношениями в итоге глобальных изменений. Потому что в аниме этому уделили мало времени. В 14.06.2025 в 21:54, shiоri сказал: Я понимаю, что близкую историческую аналогию подобрать сложно — не такой большой и выбор. Просто имею в виду, что всё то, что создано экономическим чудом — дома, заводы, инфраструктура, технологии, образование и собственно люди — не так просто быстро и фатально проесть, инерция большая. Что касается того, что можно сделать, идеи-то есть — инвестиции в демографию, иммиграцию, технологии, в том числе энергетические, снижение оборонных расходов, обретение большей суверенности /чтобы не было опять Плаза аккорда/ — но насколько всё это реализуемо?.. Ну или просто можно опять 200 лет чахнуть, как при сакоку, а потом устроить Мэйдзи 2.0. не могу процитировать полностью, так как не могу зайти на ту страницу темы, было что-то про кризис Цитата б) дефицит рабочих рук в реальном секторе, где вкалывает коллективный робот Сато пенсионного возраста. Такое вот японское ноу-хау по снижению числа... animeforum.ru/topic/87151-16bit-sensation-another-layer-16-битная-чувственность-новый-слой/page/2/ animeforum.ru/topic/87151-16bit-sensation-another-layer-16-битная-чувственность-новый-слой/page/2/ сама статья не понятно на сколько имеет право на жизнь.. да и мы тут не видим этот кризис, мы в нём не живём бэби бум также с потолка взять сложно, ведь это означает уменьшение качества жизни в данный момент для тех кто этих детей рожает.. это надо ещё добавить проблему самих отношений, как так сейчас не патриархальное общество, где родители выдавали детей по договорённости (обычно очень молодыми выдавали), тут люди сами мучаются и ищут, а могут и не найти Цитата
shiоri Опубликовано 16 июня Жалоба Опубликовано 16 июня 3 hours ago, Мистик +-+ said: Мама Ханаби то что ему сказала? Так в данном случае он с Ханаби был знаком до его прихода к ней? Там непонятна реакция её матери. Вообще не понятно, что произошло с их отношениями в итоге глобальных изменений. В конце показали Ханаби с детишками. Остальное можно домысливать. Возможно, она стала не учительницей в школе, а воспитательницей в детском саду — как некий даунгрейд без высшего образования. 1 Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 16 июня Жалоба Опубликовано 16 июня 1 час назад, shiоri сказал: В конце показали Ханаби с детишками. Остальное можно домысливать. Возможно, она стала не учительницей в школе, а воспитательницей в детском саду — как некий даунгрейд без высшего образования. Просто изначально спрашивал о том, был ли разрыв социальной связи на тот момент, когда гг навещал Ханаби. Тот самый момент, который цитировал с рус сабами и который сейчас разбирали выше (что именно она говорила). То что стало после ещё одного переписывания - это дополнительный вопрос. То есть переписываются ли тут социальные связи? Вот у учителя гг от переписывания жизни дети вообще исчезли (как будто не было) и жена ушла. А отношения гг и Ханаби от всех этих глобальных потрясений переписывались или нет? То есть на момент кризиса и её разговора с гг, там мама вроде его не узнала, вот в этой реальности сохранена была социальная связь гг и Ханаби или изменена (или стёрта?). Также тогда интересно, что стало под конец сериала. Цитата
shiоri Опубликовано 16 июня Жалоба Опубликовано 16 июня 1 hour ago, Мистик +-+ said: Просто изначально спрашивал о том, был ли разрыв социальной связи на тот момент, когда гг навещал Ханаби. Явно не сказано, так что могут быть разные варианты. 1 hour ago, Мистик +-+ said: А отношения гг и Ханаби от всех этих глобальных потрясений переписывались или нет? Этому уделено так мало времени, что, скорее всего, не так и важно. Важнее то, что Ханаби отказалась от своей какой-никакой мечты и вычеркнула себя из социума. 1 hour ago, Мистик +-+ said: Также тогда интересно, что стало под конец сериала. Как я понял, хотя бы частично, но она получила обратно желаемую работу с детьми — возможно, в другом формате. То, что при этом она, похоже, не знакома с Кимимаро, тк не училась в вузе /не хватило денег на оплату?/ — второстепенно. 1 Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 16 июня Жалоба Опубликовано 16 июня 1 час назад, shiоri сказал: Как я понял, хотя бы частично, но она получила обратно желаемую работу с детьми — возможно, в другом формате. То, что при этом она, похоже, не знакома с Кимимаро, тк не училась в вузе /не хватило денег на оплату?/ — второстепенно. сериал смотрел в 2011, уже не помню таких нюансов - они оба учились в педагогическом университете? 1 час назад, shiоri сказал: Важнее то, что Ханаби отказалась от своей какой-никакой мечты и вычеркнула себя из социума. Она могла не отказываться. У неё просто не было возможностей. Посмотрите онгоинг ниндзи (его обсуждают активно) - есть ямы, из которых тяжело выбраться. Я кстати на эту тему где-то высказывался. Вроде относительно недавно, пару месяцев или год назад. https://www.animeforum.ru/topic/89298-неравенство-не-просто-статистика-бедности-или-история-о-чьей-то-лени/ Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 16 июня Жалоба Опубликовано 16 июня https://gorky.media/reviews/hrupkie-biografii/ Спойлер Когда начинаешь обсуждать неравенство в России, сталкиваешься с парадоксом. С одной стороны, довольно много известно о различных его формах — социально-экономических, гендерных, территориальных, — а также о том, как эти формы сочетаются между собой. С другой стороны, эта тема очень редко выходит за пределы профессиональных дискуссий, а широкое публичное обсуждение проблем, вызываемых неравенством, остается будто бы на периферии. Все знают, что в России очень высокий уровень неравенства, но зачастую поиски решения этой проблемы ассоциируются либо с популистскими предвыборными кампаниями и раздачей денег наиболее уязвимым группам, либо с лозунгами наподобие «все отнять и поделить» и застарелыми советскими травмами. В ответ на попытку поговорить о структурных и институциональных формах неравенства можно столкнуться с апологией меритократии и утверждениями о наличии универсального пространства возможностей, которым некоторые люди просто не умеют пользоваться (недаром «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд — одна из самых продаваемых в России книг). Пришедшие тридцать лет назад (а на самом деле гораздо раньше) западные нарративы об успехе и самостоятельности хорошо прижились в сознании среднего и высшего классов. На этом фоне книга социологов Жанны Черновой и Ларисы Шпаковской «Путевка в жизнь» — это попытка показать, что неравенство не просто статистика бедности или история о чьей-то лени. Неравенство устойчиво воспроизводится в рамках определенных социальных институтов, которые задают направление индивидуальным жизненным траекториям. Чтобы показать, как работают системы воспроизводства неравенства и социальной эксклюзии, авторы обращаются к двум максимально отдаленным друг от друга социальным средам — городскому образованному среднему классу и молодежи, выросшей в детских домах (системах государственной заботы). И если о среднем классе мы знаем достаточно много — в конце концов, именно он задает стандарты потребления и широко распространенные представления о «достойном» и «правильном» образе жизни, — то о выпускниках детских домов и их судьбах нам известно очень мало в силу закрытости и социальной отдаленности этой среды даже от профессиональных социологов и социальных работников. Критическая и методологическая рефлексия авторов о том, что даже люди, претендующие на расширенное знание и понимание реальности, в действительности «окукливаются» в собственных мирах и зачастую проецируют свои нормативные представления на объект исследования, — существенная часть книги, ведь в итоге социологическая экспертиза также становится источником общих представлений о норме и девиации. Структурно «Путевка в жизнь» — это несколько исследований, связанных общей темой и концептуальным аппаратом. Ключевым процессом, объединяющим несколько феноменов и позволяющим сравнивать их между собой, является взросление, которое авторы определяют как движение от статуса зависимого от заботы окружающих ребенка к автономному, способному принимать решения взрослому. Семья и образование — социальные институты, которые работают в связке друг с другом, взаимно усиливая эффекты восходящей социальной мобильности в случае достаточного количества ресурсов и, наоборот, делая социальную депривацию и эксклюзию еще более глубокими в случае взросления без семьи или с минимальным ее участием. Например, дети, чьи родители имеют хорошее высшее образование, также, скорее всего, получат образование в престижном университете, в то время как дети родителей без образования рискуют окончить только основную среднюю школу и получить рабочую профессию. И дело здесь не в том, что люди чего-то не понимают: как показывают исследования, на которые ссылаются авторы, большинство людей в России вне зависимости от уровня дохода и образования осознают ценность качественного образования и востребованной профессии, но далеко не все понимают, как именно им достичь этих целей, и поэтому не готовы брать на себя такие риски. В этом, пожалуй, заключается самый серьезный, но многими игнорируемый аспект воспроизводства неравенства: проблема не в том, что одни люди рациональны, а другие нет, а в том, что при высоком уровне неравенства в сильно стратифицированной системе образования границы между классами становятся практически непроницаемыми, а представления о собственных способностях, талантах и том, чего ты можешь достичь, сильно зависят от культурных образцов и жизненных сценариев ближайшего окружения. Классовая принадлежность — это не только совокупность ресурсов, но еще и определенная субъектность, подразумевающая специфические представления об агентности, то есть способности влиять на свою жизнь и выстраивать ее, пользуясь институциональными ресурсами. Кроме того, как отмечают авторы, классовая принадлежность — это еще и совокупность легко заметных маркеров: «материальные условия [класса] существования становятся знаками», и в случае с доминирующим средним и выше классами многие присущие им практики и формы отношений (например, «осознанное родительство» или «инвестиции в образование ребенка») считаются прогрессивными и правильными, в то время как отказ следовать этим образцам воспринимается как пассивность, незаинтересованность в судьбе ребенка, а позже — в собственной жизни для молодого взрослого. Социолог Мишель Ламон и ее коллеги неоднократно отмечали, что границам между социальными классами сопутствуют и моральные рамки как совокупность нормативных взглядов об организации жизни, и «Путевка в жизнь» дает много эмпирических подтверждений этому феномену. Как же получается, что представления о самих себе и своих возможностях настолько различаются между молодежью из среднего класса и теми, кто оказался в государственной системе институциональной заботы? Взросление как проект Перед началом каждого учебного года тысячи родителей охватывает лихорадка: какую школу лучше выбрать для своего ребенка? Для семей, принадлежащих к городскому среднему классу, характерен западный, рационализированный подход к родительству: ребенок — это проект, требующий серьезных вложений, одним из которых является образование. Подобные представления, несмотря на их кажущиеся очевидность и рациональность (здесь мы еще раз вспоминаем, что «правильными» считаются представления доминирующего класса), становятся популярными с развитием рыночной экономики и ростом благосостояния в России. Возникает целый рынок товаров и услуг для развития детей, в том числе дополнительного образования и курсов раннего развития. Кроме того, популяризации этой модели родительства сопутствует терапевтическая культура и ее особый язык, на котором обсуждаются родительско-детские отношения («нетоксичная коммуникация» и пр.). Центральной темой воспитания становится не просто обучение ребенка определенным навыкам для самостоятельной жизни, а научение его специфическому способу думать о себе и своей жизни как о проекте, который развивается в определенном направлении, требует инвестиций и умения выбирать из всего множества предложенных вариантов в сфере образования, а позже — на рынке труда и брачном рынке. При этом достаточное количество ресурсов (экономического и социального капитала) семьи дает своеобразное право на ошибку: нередко представители среднего и выше классов имеют возможность попробовать различные жизненные сценарии и формы занятости, не рискуя при этом остаться без денег и крыши над головой. Подобные представления и возможности зачастую воспринимаются как универсальная норма, проистекающая из базовой человеческой рациональности, хотя, как отмечают авторы, на самом деле является тем, что Пьер Бурдье называл предметом коллективного неузнавания. Здесь стоит вспомнить, что долгое время в зарубежной социологии существовало понятие «культура бедности», с помощью которого объяснялась невозможность представителей малообеспеченных групп выбраться из порочного круга низкого дохода и нестабильной занятости из-за неправильных ценностей и непонимания неких законов, по которым функционирует общество (а на самом деле — живут средний и выше классы). Став объектом критики и потеряв популярность в социологии, привычка объяснять бедность какими-то особенными культурными установками перекочевала в популярный селф-хелп и бытовые суждения. Социологический анализ того, как организована жизнь воспитанников детских домов, позволяет понять, что никакой культуры бедности, конечно, не существует, а существует специфическое понимание взросления, воспроизводимое государственными институтами заботы. Трудовое воспитание и «уроки самостоятельности» Рассказ о том, как устроена жизнь в современном российском детдоме, начинается с исторического экскурса к ранней советской педагогике — трудам Антона Макаренко и Надежды Крупской, в основе которых лежали представления о необходимости трудового воспитания в коллективе. Предполагалось, что с его помощью даже из беспризорника можно сделать ответственного советского гражданина. Обращаться к истокам приходится по той причине, что, несмотря на почти вековую давность этих принципов и их последующую критику, а также невзирая на постсоветские реформы с целью приблизить условия в детских домах к проживанию в семье, устаревшие педагогические принципы сохраняются на уровне мышления и повседневных практик жизни в детском доме. Дело, конечно, не только в нежелании менять установки. Институциональной инерции сопутствует тесная сопряженность детских домов с системами среднего профессионального образования — туда легко поступить и получить рабочую специальность с общежитием, что во многих экономически депрессивных регионах является стратегией наименьших рисков. Остаться в школе после 9-го класса и сдать ЕГЭ на средние баллы (дети-сироты имеют льготу при поступлении) — это то, что для семьи городского среднего класса чаще всего является вариантом по умолчанию, а для ребенка из детского дома — невероятно сложной траекторией. Для школьных учителей и администраторов воспитанники детского дома становятся источником ненужных рисков. Во-первых, «детдомовский» остается стигмой в глазах большого числа педагогов из-за большого числа негативных ассоциаций. Во-вторых, воспитанники детских домов плохо сдают ОГЭ и ЕГЭ, тем самым «портя отчетность» местной образовательной администрации. В результате выпускники таких учреждений оказываются в сложной ситуации. С одной стороны, у них есть формальная возможность поступить в вуз на льготных условиях и получать государственную поддержку до 23 лет. С другой стороны, в тех местах, где можно подготовиться к университету, их никто не ждет, а педагоги из детского дома настаивают на получении доступного профессионального образования, ведь это сопряжено с меньшим количеством рисков (не удастся поступить в вуз, отчисление, поиск работы), которые ребенок без семейной поддержки просто не может себе позволить. Кроме того, организация повседневности в детском доме не учит воспитанников выбирать занятия себе по душе, формируя собственное расписание. По отрывкам из интервью с руководителями детских домов очевидно, что свободное время воспринимается как потенциальный источник опасности: подопечные, судя по всему, вообще видятся педагогам людьми, чрезвычайно склонными к маргинализации, поэтому каждый свободный час должен быть занят делом вроде занятий спортом или строевой ходьбы в кадетском классе. В результате жизнь в интернате подчинена строгой дисциплине и распорядку дня — почти так же, как и век назад. Истории успеха, конечно, бывают. Зачастую в них ключевую роль играет фигура значимого взрослого (например, сотрудника НКО), который может дать ребенку необходимую поддержку и обеспечить своеобразную safety network — сеть социальных контактов, а также опыт общения и дружбы с детьми из «внешнего мира», что делает возможной социализацию в более широком кругу и упрощает адаптацию к жизни вне детского дома. Один из таких примеров приведен в книге — и мы видим, как молодая девушка обретает силы и возможность планировать благодаря сочетанию личной стойкости и поддержки окружающей среды: «Еще тренер мне говорил, что „Свет, как ты учишься, так ты и играешь в футбол“. И тогда я поняла, действительно, что пора что-то менять. А потом я узнала, что фонд N, помимо онлайн-обучения, еще проводит мотивационные тренинги. Началось все с того, что я сначала посетила тренинг. И наверное, за эти два дня у меня [произошел] такой щелчок, что я поняла, что надо все менять. <...> Они говорили: „Света, заканчивай ты этот свой футбол, ты на нем далеко не уйдешь. Он тебя не прокормит, займись делом: отучись, получи профессию, заведи семью и живи. <...> Но я на тот момент поняла, что я стану тем, кем я хочу, а не тем, кем они хотят — получить какую-нибудь профессию и работать. А я никогда этого не хотела, я всегда говорила, что я хочу быть педагогом, учить детей, вот, и сама образовываться“». К сожалению, подобные истории остаются сравнительно редкими. При потере близких в детстве далеко не всегда рядом оказываются компетентные психологи, грамотные педагоги и сотрудники НКО, заинтересованные в благополучии воспитанников, в том числе из-за усиления давления на негосударственные организации в России. Таким образом, возможность осуществить длительный переход к взрослости и способность воспринимать свою жизнь как проект, выбирая определенные жизненные сценарии, имея при этом ресурсную подушку безопасности на случай неудачи, — это и есть те самые пресловутые привилегии, довольно поверхностные споры о которых периодически возникают в социальных сетях. На контрасте с жизненной ситуацией выпускников детских домов становится очевидно, что «нормальные» установки среднего класса не являются универсальной данностью и что при неблагоприятной ситуации человек может быть полностью депривирован от возможности не просто выбирать, но даже увидеть пространство выбора. Это делает социальные дистанции огромными и практически непреодолимыми. Их невозможно сократить за счет распределения материальных ресурсов (мы видим, что выпускники детских домов на самом деле имеют довольно много форм поддержки), и, кажется, работать с ними необходимо на уровне институтов и того, как внутри государственной системы в принципе видится процесс взросления. «Путевка в жизнь» объединяет большое количество тем, знакомых специалистам в области образования и неравенства, и многие из них были исследованы по отдельности или по крайней мере обсуждались в российском контексте — например, современное родительство или распространение терапевтической культуры и специфика ее восприятия в различных социальных группах. В то же время в российском публичном поле практически не было попыток соединить все эти нарративы в единую картину, критически их осмыслить и превратить в биографические истории. Поэтому работа Черновой и Шпаковской — принципиально важный шаг в направлении более широкой дискуссии о проблемах неравенства и социальной эксклюзии в российском обществе. https://studwood.net/500804/sotsiologiya/elitnaya_shkola_shans_prihot Элитная школа: шанс или прихоть? Спойлер Практически все информанты, независимо от школы и своего-социально-экономического статуса демонстрируют однородность ценностных установок: выбор лучшей школы обусловлен желанием повысить качество обучения. Обобщенные результаты многолетних исследований образовательных стратегий молодежи, представленные Константиновским, и здесь находят свое подтверждение - ценность образования действительно представляет собой разделяемую данными «типажами» конвенцию [Константиновский, 2012]. Однако, если внимательнее рассмотреть структуру мотивации к смене школы, можно найти отличия между ориентациями «наследников» и «победителей». Цели информантов, происходящих из менее ресурсных семей, носят более прагматичный, инструментальный характер, направленный на выстраивание определенной учебной траектории. «У мамы моей была такая идея - надо выучить китайский, поступить в ИСАА, найти хорошую работу» (1535, «победитель»). Это проявляется как в вопросах о выборе школы, так и в общем отношении к образованию: «- Я считаю, что скорее важно закончить хороший ВУЗ, но при этом то, как ты там учился уже не так важно . - То есть важен диплом? - Важен хороший диплом» (СУНЦ МГУ, «победитель»). Напротив, информанты из более обеспеченных семей относятся к образованию не как к осознанному инструменту социальной мобильности, способу улучшить свои жизненные шансы, а, скорее, как к определённой личностной потребности, связанной с возможностью самореализации - но не в образе четкой, конкретной траектории, а в более «широком» экзистенциальном смысле. «Хорошее образование дает тебе возможность выбора… Возможность нахождения своего дела, которое будет тебе нравиться…. Ты будешь, удовлетворенным» (1535, «наследник»). Для менее ресурсных семей прагматичная ориентация в образовании может быть связана с попыткой выстроить определенную, стабильную жизненную траекторию в условиях крединциализма. Институционализированные формы культурного капитала - в виде дипломов, грамот, оценок и прочих свидетельств, подтверждающих владение определенными знаниями и навыками, - воспринимаются как основания для успешного позиционирования себя в образовательной системе, и, в дальнейшем, на рынке труда, выступая в качестве способов борьбы с неопределенностью своего положения [Collins, 1979]. Напротив, «победители», как представители более ресурсных семей, чувствуют себя увереннее: перед ними не стоит острая необходимость совершить рывок «вверх» по лестнице социальной мобильности, они могут позволить себе образование «для общего развития», отказываясь от утилитарной логики. Процесс поступления из семей с более низким социально-экономическим статусом отличается тем, что в процессе выбора люди пробуют несколько вариантов, сдавая экзамены в несколько школ - об этом говорила половина информантов данной группы. Подобная ситуация может быть связана с информационной асимметрией: не имея изначального «входа» в сообщество какой-либо из селективных школ, родители учащихся стараются узнать больше информации, общаясь с родителями учащихся, а также увеличить шансы на поступление, попробовав себя сразу в нескольких школах. «Были школы №2, №52, №1514. В каждой из этих школ я сдал полный набор вступительных экзаменов, и уже выбирал, в какую из этих школ пойти, но решение все же было сделано в пользу Второй» (Вторая школа, «победитель»). Напротив, среди так называемых «наследников» чаще прослеживается четкая траектория - прицельно выбирается одна школа, на подготовку к которой делается упор. «Не «тут хорошо», а «тут плохо», а чисто в идее, что надо поступить в МГУ. Один из моих преподавателей был выпускником ИСАА. Он моим родителям сказал про ИСАА, и про 1535, и так я поступил в лицей. Там был такой четкий план» (1535, «наследник») При этом между двумя типами учащихся не наблюдается существенных различий в процессе подготовки - во всех случаях, вне зависимости от статуса семьи и характеристик школы, поступление в нее всегда требует дополнительных усилий - дополнительных занятий или посещения курсов. Одной из ключевых характеристик селективной школы является наличие вступительных испытаний - они были во всех четырех школах, выпускников которых мы опрашивали. Испытания проводились по нескольким предметам - русский, английский язык, математика и дополнительный, профильный предмет, в зависимости от специализации класса. Во всех четырех школах экзамены были письменные, и лишь в 57-й школе испытания включали в себя серию устных собеседований. Субъективное восприятие процесса поступления и экзаменационных результатов играет важную роль. Во-первых, именно здесь учащиеся сталкиваются со сторонней оценкой своих знаний и ситуацией конкуренции со стороны других желающих. Во-вторых, сам процесс вступительных испытаний и их результаты показывает то, существует ли разрыв в уровне подготовки (англ. «achievement gap») между имеемым уровнем и тем, чего требует новая школа, а также разницу с другими учащимися. Экзаменационная ситуация может быть охарактеризована как «ситуация классификации» - в зависимости от его результатов учащийся помещается в один из учебных классов Как мы узнаем далее, внутри каждой школы существует ранжирование классов - в том числе, по уровню академической подготовки. , и, в то же время, результат становится перформативным, так как влияет и на восприятие учащимся самого себя (англ. self-assessment) и своих интеллектуальных возможностей [Fourcade, Healy, 2013]. Учащиеся с более низким социально-экономическим статусом приходили из менее сильных школ, поэтому сдача ряда предметов для них проходила сложнее, несмотря на подготовку, и сдавали некоторые экзамены «на грани», набирая минимальные баллы. Почти все из этой группы информантов рассказывали, что результаты экзаменов и первый период адаптации проходил достаточно болезненно: «И я была в полной уверенности, что все будет отлично, я была в шоке, что математику сдала на два, а историю и филологию я сдала на пять» (1535, «победитель») «Да, безумно повлияло [на самооценку]. Я поняла, что я не такая-то умная… Первое время у меня были все тройки, очень плохие оценки…» (1535, «победитель»). В отличие от них, информанты, которых можно было отнести к категории «наследников» (высокий экономический и культурный капитал семьи) воспринимали процесс перехода заметно легче. Одной из причин такого отношения был более высокий уровень подготовки - многие из них до прихода в селективную школу обучались в специализированных гимназиях или частных школах («Уна», «Пироговская школа», «Интеграция»). Кроме того, как уже было упомянуто в обзоре литературы, учащиеся с более высоким статусом легче относятся к оцениванию своих знаний и процессу обучения. Для них эти моменты не являются решающими в плане выстраивания дальнейшей образовательной траектории - обучение в элитной школе не воспринимается как жизненно важный шанс (см. анализ мотивации к поступлению выше) [Wiederkehr и др., 2015]. «У меня были хорошие преподаватели, математику мне натаскала бабушка, которая преподаватель и которая работала с самым известным учебником по геометрии…. Это было не очень сложно. Это, наверное, было что-то простое, естественное» (1535, «наследник»). Отдельно стоит выделить процесс перехода в 57-ую школу, единственный включающий в себя ряд устных собеседований и неформальное интервью, на котором желающим поступить задавались вопросы общего характера, касающиеся их ценностей, интересов и семьи. «Смотрели в первую очередь на родителей, чтобы были интеллигентные, адекватные люди. Меня взяли, так как сочли, что я тоже, видимо, буду умным, как моя сестра, но ошибались» (57 школа, «наследник»). В ходе интервью один из выпускников школы, позже принимавший участие в качестве экзаменатора, что при поступлении оценивается не столько знание учебного материала, сколько общее впечатление и то, насколько желающий соответствует среде школы: «Часто люди, которые принимают экзамен, не читали того произведения, о котором речь. Ты приходишь, тебе дают какую-то девочку…. И вот, я сижу и слушаю все эти страдания, которые она изливает, просто смотрю, умненькая она или нет, как говорит, что из себя представляет» (57, «победитель») Здесь мы впервые сталкиваемся с тем, что Бурдье описывал в «Различении». Обращаясь к понятию культурного капитала, можно сказать, что подобная процедура поступления направлена на оценку культурного капитала не только в институционализированной форме (балл за вступительный экзамен, оценки в предыдущей школе), но и попытку оценить функциональные проявления габитуса учащегося, его этос в виде убеждений и представлений, и экзис в виде речи, манеры поведения. «У детей из семей, в которых не читают книжки, у самих меньше шансы читать книжки. И когда они придут на экзамен в 57-ю, где спросят, какие книжки ты читал, он скажет: “Ну, вот самая интеллектуальная книга, которую я прочёл -- это “Шантарам”, она такая толстая, а так вообще я комиксы предпочитаю”. И он увидит страдание на лице учительницы» (57, «наследник»). Оценка производится в соответствии с разделяемой преподавателями (многие из которых являются бывшими учениками) классификацией «высокого» и «низкого». В данном случае знание определенных произведений и специфические манеры выступают маркером принадлежности к определенному слою общества, статусной группе, дети из которых являются «желательными» учащимися для данной школы. Примечательно, что политика социальной избирательности в отношении учащихся школы открыто признается как учащимся, так и бывшими учениками, в последствие ставшими преподавателями. «Потому что идея 57-й школы -- в значительной степени идея закрытого социального круга. И там, где есть закрытость, нужна граница, эту границу кто-то должен держать» (57, «наследник»). Социокультурный барьер, описанный в теоретической части работы, представлен здесь в наиболее очевидной форме. При этом столкновение с подобным барьером воспринимается достаточно болезненно теми, кто . Так, один из «победителей», проходивший вступительные испытания в 57 школу, впоследствии отказался от обучения там именно из-за ощущения закрытости среды и того, какие требования к нему - условному «чужаку» для этой школы предъявлялись при поступлении. «Меня пригласили на последний раунд, интервью с директором при родителях. Мне не понравился тот тон, с которым руководство школы обращалось к школьнику. Интервью проходило довольно жестко. лейтмотивом было то, что, многие не справляются, большой процент отчисления, нужно будет работать и пахать, отказаться от всего стороннего.… Когда я отказался, то хорошо запомнил ответ: "Ну что же, это ваш выбор, не каждому дано стать математиком" » (Вторая школа, «победитель») Сравним это с опытом информанта-«наследника», для которого опыт собеседования был диаметрально противоположен: «Смотрели в первую очередь на родителей, чтобы были интеллигентные, адекватные люди. Меня взяли, так как сочли, что я тоже, видимо, буду умным, как моя сестра» (57 школа, «наследник») Ситуация несоответствия внутренней культуре учебного заведения, невозможность встроиться в существующую среду может восприниматься негативно и привести к отчислению, либо к добровольному уходу, несмотря на неплохие перспективы, которые дает учебное заведение после выпуска [Lehmann, 2007] . При этом опыт ухода, отказ, воспринимаются как существенное облегчение - что подтверждается приведенными словами информанта. Если учащийся изначально происходит из «недостаточно интеллигентной» семьи либо не разделяет ту систему ценностей, которая прививается в ходе обучения, то возникает то возникает страх негативной стигматизации в коллективе более удачливых сверстников [Aries, Seider, 2005]. В отличие от других селективных школ, рассматриваемых в данном исследовании, барьер при поступлении в 57 школу можно счесть наиболее высоким и труднопреодолимым в силу изначальной установки на «клубый» характер учебного заведения, разделяемой преподавателями. https://iq-media.ru/archive/222045184.html резильентные школы Спойлер Детям образованных и богатых родителей гораздо легче достичь успеха в жизни. Но и у их сверстников из низкоресурсных семей есть шанс воспользоваться социальным лифтом, если они попали в резильентную школу. IQ.HSE рассказывает, как это работает. 1 Что такое резильентные школы (РШ)? Успешные, несмотря ни на что, — так можно определить резильентные школы (от англ. resilient — «живучий, устойчивый, несгибаемый»). Это те школы, которые хорошо работают даже в самых неблагоприятных условиях. У них сложные ученики: дети из бедных и малообразованных семей, дети мигрантов. С финансированием тоже все сложно: ресурсов в обрез. Но даже в таких обстоятельствах резильентные школы результативны. 2 И что они дают своим ученикам? Выпускники таких школ хорошо сдают ЕГЭ, а значит, могут воспользоваться социальным лифтом и достичь значительно большего, чем их родители. РШ помогают детям вырваться из сложного социального контекста и, опираясь на крепкие знания, пробиться наверх. По сути, это механизм преодоления неравенства, способ уравнять шансы на успех для выходцев из разных социальных страт. 3 Если у них такие сложные условия, как же резильентные школы показывают хорошие результаты? У высоких академических результатов школ есть два внешних фактора: денежная поддержка и бэкграунд семей. Социальное положение, образование, культурные запросы родителей сказываются на достижениях детей. Резильентные школы не входят в число чемпионов по этим двум критериям. Их факторы успеха — внутренние. При этом дело явно не в изначально высоком уровне знаний самих учеников. Сюда принимают детей с очень разной подготовкой, без отбора. Все основные компетенции они набирают именно в школе. И здесь многое зависит от общего школьного климата, администрации и учителей. Они поддерживают в детях мотивацию и дают четкую программу действий для достижения успеха. А школа создает образовательную среду, сконцентрированную на учебе. 4 И как повышают общую успеваемость в школе? Резильентные школы часто активнее других борются за образовательные результаты. Высокие баллы ЕГЭ выпускников — главное конкурентное преимущество учреждения, считают опрошенные директора. РШ стараются создать все условия для успешного обучения: это работа с мотивированными учениками (профильное обучение, факультативы, кружки и олимпиады) и подтягивание отстающих. Профильное обучение, факультативы особенно важны, поскольку родители (в силу недостаточных ресурсов) могут лишь минимально вложиться в подготовку к ЕГЭ. Внеурочная работа — от экскурсий до кружков — тоже средство повышения успеваемости. 5 То есть школам просто нужны кружки и факультативы? Отдельная статья — работа с отличниками, подготовка к олимпиадам и конкурсам. Педагоги регулярно выделяют время для этого, и такие занятия становятся частью их рутинной деятельности. А для слабых учеников (и тех, для кого русский язык — неродной) педагоги дают дополнительные консультации по предметам. 6 Какие результаты у такого подхода? По средним баллам ЕГЭ по русскому языку и особенно по математике резильентные школы несильно уступают школам, в которых учатся дети с благополучным семейным контекстом (например, результаты по математике: 64,5 против 66,3). В 10-й класс в РШ идут больше учеников, чем в школах с «беспроблемными» детьми и более низкими образовательными результатами. 7 А много ли таких школ? Резильентные школы, увы, — редкое явление. По данным масштабного исследования в Москве и восьми Федеральных округах, — таких учебных заведений всего 3%. 8 Почему социальный лифт работает не всегда? В вузы все же поступает меньше выпускников РШ, чем могло бы. Не все подростки используют свой шанс социальной мобильности. По числу молодых людей, продолживших образование в университете, РШ уступают школам для благополучных детей, причем как с хорошими, так и с плохими результатами. Зато по сравнению со школами, у которых «сложный» контингент и невысокие достижения, резильентные школы явно успешны. В целом резильентные школы, безусловно, помогают преуспеть детям из низкодоходных групп. Но не всем и не всегда. Многое упирается в возможности самих семей и их установки относительно образования. Бывает, что родители просто блокируют социальный лифт для детей. p.s. Просто одна из моих прошлых работ по специальности была именно та, где видел людей в разных ямах. А теперь на оборот работаю там, где люди не то что на светлой стороне жизни живут, они прям на самом освещённом месте. 1 час назад, shiоri сказал: Важнее то, что Ханаби отказалась от своей какой-никакой мечты и вычеркнула себя из социума. Давайте скажем так - она жила на уровне easy или normal, а потом её не спрашивая переключили на hard или terribly 16 минут назад, Мистик +-+ сказал: Посмотрите онгоинг ниндзи (его обсуждают активно) - есть ямы, из которых тяжело выбраться. там показана жизнь одной девушки, у которой в начале родители исчезли, а потом лучшая подруга У Ханаби чуть иначе. Одно дело когда в стране жизнь спокойная. Другая ситуация, когда всюду депрессия и негативность. Цитата
shiоri Опубликовано 16 июня Жалоба Опубликовано 16 июня 1 hour ago, Мистик +-+ said: они оба учились в педагогическом университете? Главный герой на экономиста учился. Но, видимо, могут быть общие лекции у разных специализаций. Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 17 июня Жалоба Опубликовано 17 июня Цитата Главный герой на экономиста учился. Но, видимо, могут быть общие лекции у разных специализаций. Когда я учился, бывали общие лекции. Причём не только у разных специальностей одного и того же курса. Но даже сгоняли народ с разных курсов, когда был какой-то приезжий (не нашего города) преподаватель. А что тогда по сути делает этот самый кризис? Что именно он съедает? Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 17 июня Жалоба Опубликовано 17 июня 15 часов назад, shiоri сказал: Главный герой на экономиста учился. Но, видимо, могут быть общие лекции у разных специализаций. 18 часов назад, shiоri сказал: Как я понял, хотя бы частично, но она получила обратно желаемую работу с детьми — возможно, в другом формате. То, что при этом она, похоже, не знакома с Кимимаро, тк не училась в вузе /не хватило денег на оплату?/ — второстепенно. Есть ещё нюанс - студенческая пора для японцев это обычно отдых перед адом взрослой жизни. А до этого ад подготовки к экзаменам. То есть или не смогла вытянуть на поступление. Или надо было сразу начинать работать (взрослеть). Или банально урезали число мест вакантных для обучения или даже сами "места" (то есть сами учебные заведения) пошли под нож. В России после введения ЕГЭ места режут в обоих смыслах, так как самые умные с этим ЕГЭ уезжают в столицы и крупные города, а местные учебные заведения потом не могут доказать свою нужность и их сокращают. В случае с Кризисом в Японии могли также пустить под нож. А то что учились вместе - там же свободный выбор предметов, свой собственный учебный план? То есть они могли просто выбрать одинаковые дополнительные предметы. Свободный выбор предметов это: Цитата Например, если вы изучаете лазеры, можно выбрать дисциплину с менеджмента. Ограничений по количеству выбранных предметов нет. Плюсы и минусы: + Возможность выбрать все онлайн; + Общение с представителями вуза налажено, они ответят на любой ваш вопрос оперативно; + Можно выбирать предметы с разных факультетов; + Есть возможность выбора предметов с других годов обучения. Например, если вы учитесь на третьем курсе бакалавриата, вы имеете право выбрать дисциплину, изучаемую на четвертом курсе; — Нет определенной схемы выбора предметов в вузе-партнере, так как все зависит от конкретно выбранной страны и вуза; — Иногда нет возможности посмотреть расписание и в случае, если у вас есть предметы с разных факультетов, невозможно проверить, будут ли дисциплины пересекаться по времени; — Выбранная вами дисциплина может быть отменена по каким-либо причинам. Как выбирают дисциплины в зарубежных вузах https://mbradio.ru/publication/3953 Цитата
shiоri Опубликовано 17 июня Жалоба Опубликовано 17 июня 3 hours ago, Мистик +-+ said: А что тогда по сути делает этот самый кризис? Что именно он съедает? Ну, Ханаби, возможно, не сможет часть потенциала раскрыть. И в доме явно не дешёвом уже живёт не она, а другая семья. С остальным неясно, но зависимость от чужой валюты точно ограничивает. Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 17 июня Жалоба Опубликовано 17 июня 18 минут назад, shiоri сказал: И в доме явно не дешёвом уже живёт не она, а другая семья. Момент с домом или пропустил или запамятовал. То есть в самом конце сериала гг пытается снова в гости к ней, а вывеска на двери дома с другой фамилией, причём это 100% не "смена фамилии после брака"? 21 минуту назад, shiоri сказал: С остальным неясно, но зависимость от чужой валюты точно ограничивает. По сути отказ от своей валюты. Нельзя понижать собственный курс, дабы этим укрепить экспорт и уменьшить импорт (заградительная инфляция, в России часто практикуемая). К примеру страны вошедшие в зону ЕС такого себе позволить не могут, потому Германия их экономику кушает. Также нельзя в экстренных случаях напечатать денежки. Наверно ещё что-то есть. 28 минут назад, shiоri сказал: Ну, Ханаби, возможно, не сможет часть потенциала раскрыть. Можно родиться Моцартом, но никогда им не стать. (Черниговская Татьяна Владимировна. Цитаты) Цитата
Мистик +-+ Опубликовано 17 июня Жалоба Опубликовано 17 июня Цитата Татьяна Черниговская: «Можно родиться Моцартом, но никогда им не стать» http://ziva-club.ru/wp-content/uploads/2019/04/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-2.jpg Татьяна Черниговская — доктор биологических наук, профессор, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. В 2017 году номинирована РАН на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. Из интервью Татьяны Черниговской: Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться. Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не высыпается из него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми. Говоря в общем, для творчества необходимо снять когнитивный контроль и не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и кто скажет, что такое ошибка? Многие творческие люди говорят, что озарения приходят неожиданно, во время рутинных действий, никак не связанных с решаемой задачей: я смотрю телевизор, читаю книгу — и вдруг у меня образуется эта долго не появлявшаяся связь! История науки свидетельствует: открытие нельзя спланировать, кроме технических достижений (их может совершать и компьютер), и идеи приходят в голову, когда человек совершенно к этому не готов. Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе. У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и квадратное — неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте. Не мыслить «как все», или проблемы творческих детей: Творческие люди обучаются сами и начинают это делать очень рано. Свои необычные идеи, свои открытия они никогда не считают чем-то экстраординарным. Это для них самая обычная и очевидная вещь. Они часто не понимают, в чем, собственно, состоит их заслуга, если всё так очевидно. Очевидно ИМ… У таких людей, как правило, неприятности в школе, большая их часть умнее учителей. Они, конечно, не знают того, что знают учителя, но они могут быть умнее. И поэтому попадают в очень сложную ситуацию, оказываясь под прессингом общества. У меня был коллега, детский врач-терапевт, он рассказал такую историю. Один мальчик — тотальный двоечник в школе, сидя дома, будучи семи лет от роду, изобрел паровой двигатель. И не просто его изобрел, а собрал. Представьте себе: паровой двигатель на подсолнечном масле, брызгая этим самым раскаленным маслом, носится по квартире! При этом мальчика все считают дурачком. Почему необходимо читать: Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу. Важно линейное чтение — от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли. Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание — кое-что отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, он вам его не может пересказать. Прогнозы ученых о будущем чтения неоптимистичны — предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара. Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания — они будут думать только на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли. Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией. Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше. «Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой». Автор: Татьяна Черноговская Татьяна Черниговская: «Можно родиться Моцартом, но никогда им не стать» » Женский журнал с юмором "Жива" https://ca47333.tmweb.ru/tatiana-chernigovskaja/ Цитата
shiоri Опубликовано 17 июня Жалоба Опубликовано 17 июня 4 hours ago, Мистик +-+ said: Момент с домом или пропустил или запамятовал. То есть в самом конце сериала гг пытается снова в гости к ней, а вывеска на двери дома с другой фамилией, причём это 100% не "смена фамилии после брака"? Там табличка 長田 / Nagata, а у Ханаби фамилия 生田 / Ikuta — одна кандзи поменялась. Ну и семейная пара с детьми другая совсем. 4 hours ago, Мистик +-+ said: Нельзя понижать собственный курс Ирония в том, что те же Плаза аккорд 1985 года — это как раз про то, что своя валюта есть, но её искусственно делают слишком крепкой /по сравнению с девальвируемым долларом/. А уж без своей валюты вариантов для манёвра ещё меньше, как у условных Греции-Португалии в Еврозоне, да. Цитата
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.