Перейти к содержанию
АнимеФорум

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Shinsaku-To

Более действенное - дальность, удобство, бронебойность и прочее.

Большее разнообразие видов оружия.

А огнестрельное оружие требует мало навыков, поэтому оно подлое, тот-же пистолет к примеру. Хотя в Тёмные века подлым оружием считался и арбалет - обходиться с ним мог даже крестьянин, а болт пробивал рыцарские доспехи...

Опубликовано
Большее разнообразие видов оружия.

1529880[/snapback]

??? А территорию и количество стран и различных культур сравните...

Более действенное - дальность, удобство, бронебойность и прочее.

1529880[/snapback]

Дальность...

Вот тут то "подлое" огнестрельное оружие выигрывает по всем параметрам, плюс в Японии существовали нагинаты на древках до 5 метров!

Критерий признан недействительным.

 

Удобство...

Вы считаете японское оружее неудобным?

 

Бронебойность...

Ломать доспехи, да? Только бронебойность сильно противоположно влияет на "удобство"... 16-килогграмовой дуро особенно не помахать...

Опубликовано (изменено)
А огнестрельное оружие требует мало навыков

1529839[/snapback]

 

Ну позвольте с вами не согласится, я конечно разделяю что баллистика требует от человека гораздо меньших усилий и умений нежели холодное оружие, но хоть раз представте что у вас в руках винтовка без (!) оптики и вам надо попасть по движущейся, достаточно удаленной, мишени с учетом поправки на ветер.

А что до подлости то ее хватает везде а война диктует свои условия.

 

 

Японии существовали нагинаты на древках до 5 метров

А в войске Искендера двурогого (сиреч Александра Македонского) были воины с сариссами 6-8 м длинны

Изменено пользователем Varu (смотреть историю редактирования)
Опубликовано
Более действенное - дальность, удобство, бронебойность и прочее.

Большее разнообразие видов оружия.

1529880[/snapback]

По моему скромному мнению нихон-то удивительно удобная штука. :rolleyes:

Дальность? Чья дальность? =) Луки в Японии были, причём по силе не уступали сложным восточным. (а вот английские уступали, и даже очень, хехехе :)) Причём считались оружием, обязательным к освоению. Для самурая звание "стрелок" было очень почётным. В Европе, если мне память не изменяет, рыцари на луки свысока поглядывали и считали их недостойными своих благородных особ)). Про арбалеты ты и сама сказала))

Касательно бронебойности, здесь уже говорили о различии европейских и японских доспехов и о качествах, требуемых для их прободения :rolleyes:. В посте #63 Ryo-oh-ki эт дело расписал.

 

 

Добавлено:

Varu ахтунг! Ты приписываешь мне чужие цитаты! При цитировании жми кнопку снизу! :wub:

Опубликовано (изменено)

Ну вот, опять двадцать пять. Снова запели боянную песенку про подлое и не требующее навыков огнестрельное оружие... Достали уже...

 

Лиса, почитайте вот здесь что нибудь. http://www.pistoletchik.ru/library/lib.html . Или Потапова почитайте.

Ну что, остались вопросы про "не требующее особых навыков"?

Не знаете- не пишите.

 

А оружие- оно не бывает подлым и благородным. Оно, если на то пошло, все подлое, все используется для убийства. Не думаю, что вам будет легче, если Вам в "честном бою" вспорют живот мечом или кинжалом, чем если застрелят из автомата. Выпущенные ножом кишки- не менее неприятное зрелище, чем расхераченная пулей голова. не верите- могу фотки выложить, только их потрут сразу же...

Смерть, она, знаете ли, одинаковая.

 

Есть эффективное оружие, и неэффективное.

Эффективное- используется, неэффективное- нет.

 

З.Ы. А что вы ответите, если я скажу вам, что один из моих любимых видов оружия- мины, особенно, противопехотные? :rolleyes:

Изменено пользователем Аммонал (смотреть историю редактирования)
Опубликовано

Ситуация мне напоминает такую картину, некая птица, прилетает на площадь и начинает клевать крошки, а на крышах сидит стая ворон которым эти крошки собственно уже осточертели но: это же наши крошки, она жрет наши крошки...

И вороны начинаю гомон и пытаются заклевать птицу.

 

Конечно все утрированно и раздуто, но господа (с пафосом) можно же свободно найти тему дискуссии а не выяснять кто начитанее и умнее.

 

 

Эт все конечно офтоп.

 

Но имхо тема похожа на помойку. несколько человек переодически показывает картинку изредка кто то коментирует или задает вопросы. Переодически возникает осмысленный дискус на определенную тематику, пусть и быстро затухающий.

И время от времени заходят "поперечные" отметится что они тоже любят и ценят оружие, что катана и дезерт игл рулят и в том же духе.

 

 

Собственно предлагаю такую систему. Вначале недели цветным текстом задавать тему дискуссии.

И разнообразить.

"поперечные" все равно будут но хотя бы будет и нормальный разговор.

 

Кто что по этому поводу думает?

Опубликовано (изменено)
Прост  если приглядется там вроде дырочка на "носовой" части есть вроде как для крепления подойдет

1529382[/snapback]

 

На самом деле это запальное отверстие.

 

А на девушку зря накинулсь... Пусть имеет своё, пусть субьективное, неверное, но своё мнение, тем приятнее будет вывести её на путь истинный, научный итд. (хотя спасибо, но в следущий раз мягше...)

И вообще радуйтесь, нас поситила особа женского пола, они так редко здесь бывают...

 

А тема недели пусть будет, мне так ка-а-аца это внесёт разнообразие и главное, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ в тематике и позволит обогатить нашу эрудициюм в целом.

Изменено пользователем SCRAMASAX (смотреть историю редактирования)
Опубликовано
Вот не надо патетического шовинистского тона, я вижу тут немного широких знатоков данной области и дипломированных историков. А мне не интересен весь вопрос, я как реконстрктор интересуюсь определёнными эпохами, хотя общее понятие имею.
Опубликовано (изменено)

Я вижу тут немного широких знатоков данной области и дипломированных историков.

 

Таки немного, но есть. :(

 

 

Китайский jian dao.

 

Общая длина ок 1м 18-нач. 19 века.

 

post-56749-1161916707.jpgpost-56749-1161916873.jpgpost-56749-1161916901.jpgpost-56749-1161916966.jpg

Изменено пользователем SCRAMASAX (смотреть историю редактирования)
Опубликовано

Фоты темные D: видно плохо.

 

Я понял в чем твой секрет. У тебя дома бооольшой склад железяк, часто хаживаешь в музей да и вообще ты родом из Тулы прямиком с ТОЗа :P

Опубликовано
Фоты темные D: видно плохо.

 

1 У тебя дома бооольшой склад  железяк,

2 Часто хаживаешь в музей

3 Да и вообще ты родом из Тулы прямиком с ТОЗа ;)

1535011[/snapback]

 

1 Пока мааааааленький :( но я прилагаю все усилия).

2 Да, а в своё время почти каждый день.(по работе, учёбе)

3 Из Москвы, здесь тоже чего есть.

 

А сделаю-ка я подарок Катанистам.

 

Раритетный оригинальный придворный(или экспортный вариант) Тати.

Клинок ок. 1500г, был переделан ок. 1800г.

 

Спецы, (обратите внимание на хоримоно) на ваш вкус, вульгарно или как? :( Вот вам и придворные нравы жирующей знати.

 

post-56749-1162003166.jpg

Опубликовано

To SCRAMASAX: Слушай , вот ента хрень - дао - она в разной литературе по-разному классифицируется - где как топор , где как меч ... Так что же это ?

И еще - вопрос конечно дурацкий , но ... - шестопер и пернач - одна херня или все же нет ?

Опубликовано

Ну вот, стоит встать попозже, тут же опередят. :D

 

Про шестопер и пернач всё просто и пральна. ^_^

 

А вот с дао чуть сложнее. Вот небольшая статейка по терминологии и систематизации итд.

 

http://www.vzmakh.ru/parabellum/n13_s3.shtml

 

А вот более общая статья по китайскому оружия вообще, но не менее интересная.

 

http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/satbi/m...t/chweapon.html

 

Короче к слову Дао добавляем Да, Мяо, Яо. Пу или Шуаншоу идт и получаем подклассы Дао.

Опубликовано

Кстати слышал про мастера ушу который работает мечом дао весов в 48 кило. Но сегодня прочитал о китайском полководце

который в бою орудовал двумя булавами по 95,5 кило!!! Попытался себе это представить....не вышло. Это круче чем семи пудовая палица Ильи Муромца (та хоть одна). Зато отчетливо представил себе что будет если блокировать удар этой палицы своим клинком или щитом :mellow: :wacko:

 

Добавлено:

Короче к слову Дао добавляем Да, Мяо, Яо. Пу или Шуаншоу идт и получаем подклассы Дао.

 

 

Причем на этом форуме каждый второй фанат Мяо-Дао (может чуть меньше).

Опубликовано
чем на этом форуме каждый второй фанат Мяо-Дао (может чуть меньше

1540648[/snapback]

Ну не скажи. я так к примеру ершиной изящества считаю бой китайским прямым мечем тсянь (или цзянь, в общем меч офицера)

Опубликовано

Varu

 

Значит вы просто не входите в когорту любителей мяо-дао и Пустынного орла. А что касается меча цзянь, то мне тоже оччень нравится как им работают. Жаль только что меч-цзянь был вытеснен другими видами оружия, и со временем стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и высокоэлегантность у гражданских лиц.

А вот отрывок из одного текста (спасибо Скрамасаксу за ссылу) :

Позднее в искусстве обращения с мечом сформировались две манеры. Первая - это обращение с мечом с длинной кистью, ещё называемым гражданским мечом. При тренировке меч движется росчерками и извивами неописуемой красоты, кисть не должна наматываться на руку, это очень изящное зрелище. Так тренировались аристократы, ученые-конфуцианцы, гражданские чиновники и т.п. Это было уже не искусство боя, а искусство танца. Вторая манера - это обращение с мечом с короткой кистью или без кисти, ещё называемым военным мечом. Перемещения здесь живые, приёмы многоизменчивые, движения резкие, это - реально-прикладное искусство обращения с мечом.

Но меч-цзянь - легкий, короткий, утонченный, слабый, им трудно противостоять в лоб более толстому оружию, лишь избегая атак, ловко используя методы действий корпусом, переходя от приема к приему и можно достичь победы.

Однако какой бы ни был меч-цзянь - с длинной кистью или с короткой - его техники не похожи на внешне дикие методы меча-дао, им всегда присуща некоторая интеллигентность. Поэтому, а также из-за того, что меч-цзянь (наряду с гитарой-цинь, шахматами и книгой) входил в число четырёх драгоценностей образованного человека, родилась поговорка "меч-цзянь - красивейший из ста видов оружия".

 

 

Добавлено:

Shinsaku-To

 

Слышал я, что подобное оружие является наиболее трудным в освоении. Лично знаю двух человек которые себе нунчаками головы разбивали ^_^.

Опубликовано

Так оно и есть ^_^ Неумелый человек ещё может ткнуть, например, ножом, но уж с нунчаками он точно неприятностей окружающим не доставит. Хотя при умелом обращении это такая штучка, что ого-го =)

Но китайский цеп на нунчаку мало похож. В трехзвенном варианте это скорее приличной длинны палка, разделённая на 3 части и связанная цепью или шнуром. Отсюда очень забавная техника боя ))

 

Добавлено:

Вот он, красавец)) В номенклатуре никогда силён не был, но Яндекс подсказывает, что называется он "Саньцзе Гунь"

post-55118-1162210256.jpg

Опубликовано

ИМХО все таки это гораздо больше на молотило рисовое напоминает чем для приспособленный (или адаптированный) как оружие предмет.

 

А что касательно 3х ступенчатого посоха из Ушу, то да вешь в работе красивая.

 

З.Ы. Ну дык как с темой то, есть ли что кто хочет обмозговать, поделится, спросить? Ежели Не последует иницыативы то попробую я пока жду.

post-72607-1162254892.gif

post-72607-1162254904.jpg

Опубликовано

Ну исключительно Боевой цеп, предмет очень редкий(но найдём), а вот утилитарный модифицированый(оригинал-антикварный, НЕ НОВОДЕЛ) сейчас пока ещё встретить можно.(кстати этот был окрашен красным :D )

 

Ну, на этой неделе вроде определились, китайское, древковое, ударно дробящее, а там поглядим ;)

Опубликовано

Ну, раз пошла такая пьянка))

Привожу ссылку на вторую главу книги горячо мною любимого (и постоянно тут склоняемого :blink: ) Валерия Хорева "Круги на воде. Кобудо в современной жизни". И хотя происхождение кобудо -- Окинава, сиречь Йэпония, влияние Китая на здесь всегда было особенно сильно). Итак, вот она:

http://yl.boom.ru/HTML/Stat/Horev/Chapter2.html

Исключительно хорошо написано =)

Опубликовано (изменено)

От тамошнего бэкграунда у меня почему-то начинает болеть голова О_о Так что копирую статью сюда)

 

 

Глава №2

 

Затем Рыжий разбойник ухватил за ногу курицу

И всей этой курицей плашмя, крепко и страшно

Так хватил по шее Поплавского,

Что...он полетел вниз по лестнице.

(М. Булгаков, "Мастер и Маргарита")

Когда стрелой без древка

Выстрелят из лука без тетивы -

Она поистине пронзит гору!

(Судзуки Тантаро)

 

Как совершенно справедливо заметил Михаил Афанасьевич, при известной сноровке даже вареная кура может стать победоносным оружием. Иными словами, в этом небольшом отрывке нашла свое точное отражение самая суть древнего искусства кобудо как умения применять в бою всевозможные вспомогательные, или даже случайно попавшие в руки предметы, подчас вовсе для этого не предназначенные. Строго говоря, дословный перевод термина звучит как "путь старинных воинских искусств", но традиционно в это понятие не принято включать основные разделы боевой подготовки воинов, то есть работу с табельным оружием - мечом, копьем, луком, и так далее, ибо каждая из упомянутых дисциплин давным-давно обособилась в независимую отрасль со своим названием, историей, мифологией, словарем, школами и патриархами стилей. Поэтому смысл кобудо точнее отражает его понимание как "пути малых (вспомогательных) воинских искусств", хотя это и не вполне верно с точки зрения написания.

Как бы там ни было, по возрасту кобудо намного древнее любой иной разновидности или способа ведения боя, поскольку уже в безмерно далекие доисторические времена суковатая дубина в лапах нашего предка заметно повышала его статус в первозданном и недружелюбном внешнем мире. Вероятно, поэтому и принято именно палку (шест) считать "матерью" всех прочих видов оружия, и именно с неё начинают постижение многоликого кобудо в абсолютном большинстве традиционных школ.

Если ограничиться рамками японского архипелага, то все многообразие стилей и разновидностей кобудо легко укладывается в две большие группы - кобудо самурайское и простонародное. При этом внутри самурайского "семейства" также можно отчетливо выделить обширный пласт полицейских техник, получивших наибольшее развитие в почти трехвековую мирную эпоху Токугавского сёгуната (1603 - 1868 г.), а также примыкающее сюда же самым тесным образом огромное, таинственное и вполне суверенное царство зловещих ниндзя. Замечательно ярким и характерным примером простонародного кобудо служит целый букет окинавских техник работы с простейшим оружием, родственным обиходным предметам крестьянского быта, и почти неизмененным в угоду боевому использованию. Теперь рассмотрим подробно каждую из разновидностей.

 

 

* * *

 

 

И, задрожав, булат холодный

Вонзился в дерзостный язык...

( А.С. Пушкин)

 

 

Итак, самурайское кобудо. Как всем нам отлично известно из фильмов и книг, главным и наиболее зловещим спутником любого самурая всегда оставался его большой меч - поначалу Цуруги, позднее Дайто. Исторически это не совсем точно, поскольку вплоть до Токугавской эпохи отнюдь не меч, но лук и копье считались своеобразными символами воинственного сословия. Лишь с прекращением многовековой мясорубки почти непрерывных гражданских войн, когда славным доспехам и тяжелому полевому вооружению пришло время обратиться в семейные реликвии, их эстафету подхватил меч, став отныне единоличным средоточием души самурая и знаком принадлежности к гордому племени Буси (хотя для этого, строго говоря, требовалась пара мечей, большой и малый, плюс характерная прическа). Но так или иначе, и мечи, и луки, и копья относятся к штатным видам вооружения, мастерство владения которыми в состав кобудо не входит. В этом плане столь популярное сегодня параллельное изучение тонкого искусства иай-до совместно, скажем, с тонфа-дзюцу, выглядит немного странно.

Вместе с тем любой самурай, не стремившийся почетно пасть на поле брани в расцвете сил, непременно овладевал целым набором дополнительных техник, прибегать к которым случалось не так уж редко. В пылу благородного сражения в чистом поле воин вполне мог лишиться своего мощного меча либо копья, сломав их или просто выронив от молодецкого удара противника. После такой неприятности оставалось лишь прибегнуть к спасительной помощи малого меча (вакидзаси), ножа или какого-нибудь иного оружия. Довольно популярными среди самураев были различные варианты цепей, железные веера тэссэн и гумбай-утива, а также всевозможные метательные лезвия и пластины, в том числе всем известные "звезды" (сякэны), необоснованно относимые к монопольной, и чуть ли не главной принадлежности ниндзя.

Далее - не всегда и не везде дозволялось размахивать любимым клинком, а порою вовсе недопустимо было и обнажать его, не говоря уж о копье или нагинате. При входе в дом (за исключением откровенно враждебного визита) полагалось оставлять бесценный фамильный меч "в дверях", надеясь, случись что, на вакидзаси, да на припрятанные под одеждой мелкие приспособления, овладеть которыми не поленился ранее. Ножны малого меча, ножей танто и айкучи, всегда содержали в боковых карманах небольшой обиходный ножичек - когатану и стальную шпильку - когай, назначение которой весьма туманно. Очень часто когай состояла из двух половинок, каждая из которых могла быть пущена опытной рукой точно в цель, как и любой из аналогичных предметов. Собственно говоря, хороший самурай без труда, молниеносно и четко, способен был метнуть в противника всякую снасть из своего богатого арсенала, что замечательно правдоподобно демонстрирует Тосиро Мифуне в фильме "Красное солнце".

Аналогично европейским шестоперам и булавам, ставшим, помимо утилитарного предназначения, своеобразными символами атаманской власти, стальные боевые веера в Японии прижились в среде князей и полководцев. Те, кто видел старую японскую ленту "Знамена самураев", могут припомнить эпизод, в котором знаменитый Такэда Сингэн отбивает наскоки Уэсуги Кэнсина именно таким веером.

Полицейские техники и соответствующие типы вооружения расцвели, как и многое другое, в мирную Эдосскую эпоху. Обусловлено это было не только организацией мощной разветвленной полицейской сети, при помощи которой Бакуфу контролировало ситуацию во всей стране, но и значительным упадком мастерства буси. (Бакуфу - военно-административный аппарат управления страной в средневековой Японии Прим. редактора.) По прошествии многих безоблачных десятилетий совершенно сошел с исторической сцены старый тип сурового непобедимого солдата, идущего по пояс в крови через непрерывные жестокие битвы "эпохи войн", со всеми его невероятными рефлексами, переходящими в "шестое чувство", и поистине инфернальной ударной мощью.

Излюбленным оружием полицейских стали длинные цепочки с грузилами на концах, позволявшие обездвижить противника, не убивая его, а также дзиттэ - стальной пруток с одной крюкообразной половинкой гарды, нечто вроде урезанного окинавского сай. Пусть легенды о мастерах, способных одним поворотом такой ловушки переламывать клинок меча, останутся на совести их сочинителей - реально дзиттэ, имевший на рукоятке шнурок с кистью различного цвета, соответствовавшего рангу полицейского, играл ту же роль, что в наши дни жетоны и удостоверения. Хотя, безусловно, хватало по-настоящему сильных мастеров, творивших чудеса со своим нехитрым орудием.

В целом Эдосский период японской истории можно сравнить с эпохой европейскго ренессанса. Пришедший на смену нескончаемым войнам почти трехвековой мир возродил к жизни огромное количество всевозможных разновидностей изящных искусств, а профессионалы клинка получили возможность заняться в спокойной обстановке систематизацией бездонного практического опыта и созданием постоянных школ. Именно в эти годы множатся новые и укрепляются старые "рю", в стенах которых обретают отчетливый облик здравствующие по сей день стили кэн-дзюцу и дзю-дзюцу. Исподволь поменялся сам характер техник, так как отсутствие доспехов сместило акценты в сторону быстроты и ловкости движений. На смену ужасной сметающей мощи копья, нагинаты и длиннейшего "полевого" меча пришла виртуозная работа более легкой катаной и всем обширным арсеналом малого вооружения, вышедшего из тени своих могучих собратьев.

Кобудо, понимаемое теперь как искусство боя с использованием разнообразных предметов, входит в качестве обязательного раздела во все без исключения современные школы дзю-дзюцу, каратэ, и так далее. Разумеется, речь идет о школах традиционной, а не спортивной направленности.

Если попытаться обобщить все вышесказанное, то можно утверждать, что самурайская разновидность кобудо включает в себя искусство обращения с различными вариантами стальных предметов, в том числе цепей, а также некоторые специфические техники наподобие ходзё-дзюцу (приемы связывания противника веревкой). В отличие от окинавского, самурайские разновидности кобудо не сведены в единую систему, и изучаются обычно порознь в рамках тех или иных школ как самостоятельные дисциплины.

 

 

* * *

 

 

Подкрался сзади, размахнулся,

Как вихорь свистнул острый меч,

И прежде, чем я оглянулся,

Уж голова слетела с плеч.

(А.С. Пушкин)

 

 

 

 

Из содержания эпиграфа ясно, что речь пойдет о коварных и безжалостных шпионах японского средневековья, любимцах нынешней детворы во всем мире - ниндзя. Хотя здесь описывается именно сцена убийства, главным смыслом деятельности "воинов ночи" была всё же добыча, сохранение и передача информации, а уж во вторую очередь - диверсионные акции в тылу врага, резня и поджоги. Собственно говоря, принципиальная ошибка приверженцев, исследователей и историков ниндзюцу на сегодняшний день состоит в том, что древний феномен рассматривается как разновидность боевого искусства. Это совершенно неверно, ибо сами по себе боевые техники составляли лишь малую часть в обширной программе подготовки лазутчиков, тогда как гораздо большее внимание уделялось вопросам маскировки и скрытого перемещения, приемам проникновения в дома и замки, способам взлома, подкопам и прыжкам, плаванию и бегу, умению часами сохранять неподвижность в самой немыслимой позе (например, повиснув на ветке), и множеству иных навыков. Помимо чистой "физики", досконально прорабатывались также психические аспекты - гипноз и самогипноз, умение запоминать колоссальные объемы информации, способы концентрации внимания, обострения органов чувств, мобилизации энергетики, и так далее. Как следует из другого их наименования - синоби (крадущиеся), практика ночных оборотней строилась прежде всего на соблюдении абсолютной незаметности, бесшумности и безликости. Поэтому очень красивый рассказ Виктора Попенко на страницах его книги "Древнее оружие востока" о том, как гордые своей профессией ниндзя для пущей славы раскрашивали в разные яркие цвета клинки мечей (причем цвет соответствовал той или иной конкретной школе), заставляет вообразить себе штандартенфюрера Штирлица с полным набором советских орденов и медалей, вплоть до знака об окончании академии РККА. Согласиться с подобными вымыслами невозможно, если принять в расчет обыкновение шпионов даже уродовать свое лицо в случае поимки, дабы лишить врага возможности какой-либо идентификации. При этом странно иметь при себе клинок, на котором, так сказать, "синим по белому" написано о причастности к Котто-рю. Если еще учесть, что другим показателем достоверности подобных сведений служит утверждение автора о хромировании клинков (в 17 веке!) для пускания зайчиков в глаза противнику, то вообще не стоит принимать всего этого всерьез.

Самое большее, что могли проделывать ниндзя со своим оружием - это копчение его в пламени свечи или костра для ликвидации малейшей возможности световых бликов, каждый из которых мог привести к обнаружению, гибели и, что несравненно важнее, к провалу всей операции. На сегодняшний день в нашей стране вышла в свет первая и пока единственная достоверная работа по истории шпионского промысла в Японии - это две книги Алексея Горбылёва: "Путь невидимых" и "Когти невидимок". Только в ней интересующиеся реальной картиной возникновения и развития ниндзюцу отыщут ответы практически на все вопросы.

Нас же хитроумные проныры интересуют лишь постольку, поскольку все их невероятное мастерство и фантастические деяния напрямую зависели от умения обращаться с разнообразнейшим арсеналом специальных приспособлений, от самых простых до весьма сложных и остроумных.

Сегодня, с легкой руки писателей и сценаристов, у широких слоев общественности сложилось впечатление, будто ниндзя только и делали, что убивали направо и налево, причем исключительно при помощи мечей, серпов и сюрикэнов. Между тем этот зловещий образ имеет к реальной практике ниндзя примерно такое же отношение, как блистательный Джеймс Бонд - к деятельности настоящей британской разведки. Как отмечалось выше, истинный синоби был в первую очередь мастером скрадывания, проникновений и похищений, а вовсе не рукопашного боя. В наши дни, с этой точки зрения, опытный домушник или карманник в гораздо большей степени имеет право отождествлять себя с ниндзя, чем все те члены клубов и секций, что рядятся в черные одежды, мечут "звезды" и размахивают прямыми мечами тайваньской выделки, не будучи в состоянии даже выкрасть бумажник у прохожего. Я не воспеваю и не оправдываю воровство, но факт остается фактом - хороший ниндзя есть прежде всего хороший жулик. Огромное число увлекательнейших историй повествуют нам об испытаниях мастерства, что учиняли шпионам их наниматели или учителя. Почти все подобные задания представляли собой изощренные кражи предметов (меча, свитка, подушки из-под головы) у заранее предупрежденного и изготовившегося к отпору владельца. Даже когда дело касалось боевых подвигов в расположении противника, звону стали всегда предшествовало незаметное проникновение на тщательно охраняемую территорию.

В полном соответствии с тематикой работы шел подбор вспомогательных средств, причем каждый предмет мог служить одновременно множеству целей, и оружия в чистом виде почти не применялось - даже пресловутый синоби-кэн с квадратной цубой представлял из себя целый арсенал, обеспечивая весьма далекие друг от друга задачи. "Невидимка" попросту не мог позволить себе быть обвешанным грудой тяжелого громоздкого инвентаря, словно Арнольд Шварценеггер в фильме "Коммандо", поэтому компактность и универсальность были первым и решающим критерием в подборе снаряжения. Даже когда наниматель жаждал смерти оппонента, дело чаще всего обходилось без серпов и мечей. Подлинный мастер своего мрачного ремесла использовал, как свидетельствуют исторические документы, невероятные ухищрения и выдумки - опять же с целью незаметности и стопроцентной эффективности акции. Ведь целью являлся, как правило, не рядовой воин, а полководец, князь, то есть личность всегда неординарная, искушенный во всех тонкостях схваток, да к тому же тщательно охраняемый. Такой человек обладал развитой интуицией и знаменитым гоку-и ("шестым чувством"). Всем хорошо известен хрестоматийный эпизод с (предположительно) Ягью Мунэнори и его слугой (учеником?), когда спящий мастер мгновенно уловил мелькнувшую у того мысль о своей беззащитности, и в следующую секунду уже стоял с мечом в руках. Поэтому очень трудно было просто зарубить или зарезать намеченную жертву - скорее всего, тот почувствовал бы врага заранее, что бы там ни писал о мастерстве ниндзя скрывать эманации своего мозга известный Эрик Ластбадер в сериале о похождениях тандзяна Николаса Линнера. Кроме того, не стоит приписывать ночным пройдам абсолютного совершенства решительно во всех видах боевого искусства. Универсал всегда проиграет узкому специалисту в его излюбленной области, и средний самурай безусловно превосходил среднего шпиона в технике меча и копья. Не стоит заострять внимания на выдающихся представителях профессии с той и другой стороны. В любом деле встречаются уникумы, и наша речь не о них.

Как сегодня нормальный разведчик в чужой стране не крадется по темным улицам с пистолетом в руке, так и триста лет назад ниндзя предпочитали обходиться без меча до самого последнего предела, когда на него обрушивалась подоспевшая охрана или погоня. И обыкновенно результат подобной схватки бывал предрешен. Некоторое преимущество состояло в использовании нетрадиционных, малоизвестных приемов боя, атак в неожиданных ракурсах, обилии акробатических элементов, и так далее. Все это приносило победу в быстрой стычке, но только при наличии фактора неожиданности. В тех же случаях, когда прохиндей был вынужден схватиться в открытую, используя свой более короткий и легкий меч, результат, повторяю, был известен заранее. Кроме того, замечательные клинки самурайских катан и тачи чаще всего превосходили по своим характеристикам шпионское оружие. Это легко объяснимо, так как меч самурая делался долго и на века, являясь нередко фамильной драгоценностью. Меч ниндзя (в тех случаях, когда он предпочитал "специзделие") был всего-навсего рабочим инструментом, одним из многих и далеко не главным, который не жалко было выбросить в случае чего. Это отнюдь не значит, что клинок был из рук вон плох. Он вполне обеспечивал круг своих задач, но никакими выдающимися свойствами не обладал. Разумеется, опять же не стоит говорить об исключениях. И кстати - только кинониндзя везде и всюду экипированы своим прямым мечом, который постоянно прилаживают за спину. На деле нет ни одного исторического свидетельства существования прямых шпионских мечей - ни записей, ни сохранившихся экземпляров. Настоящие лазутчики пользовались чаще всего самыми обычными самурайскими клинками, причем носили их, как и полагается, сбоку. Строго говоря, между самураями и ниндзя вообще не существовало четкой границы, поскольку самураи были сословием, а нинзя - профессией, и ничто, кроме кодекса бусидо, не мешало бедному служаке пробавляться на ниве шпионажа и заказных убийств. Большинство известных кланов ниндзя - самурайские. Множество самураев действительно посвящало себя "иньскому ремеслу", а корни знаменитых школ будзюцу уходят в почву монастырских техник боя, породивших также превосходные шпионские системы. Сами ниндзя также не изобретали велосипедов, перенимая в полном объеме превосходные, проверенные временем методики самурайской выучки.

Принимая в расчет все вышесказанное, можно утверждать, что в нормальных рабочих условиях наши проныры мечу и рубке предпочитали орудия тихие и несравненно более эффективные - отравленные иглы, метательные предметы, ядовитые дымы, порошки, жидкости и прочие дьявольские штучки. Как там у Владимира Высоцкого:

 

Добрый молодец он был,

Бабку-ведьму подпоил,

Ратный подвиг совершил -

Дом спалил!

 

 

Поистине, шпионская акция! Недаром именно ниндзя первыми оценили и использовали в деле все преимущества пороха, да и вообще старались держаться на гребне научно-технического прогресса тех лет, обращая любое изобретение в свою пользу. Потому-то ассортимент их подручных средств был чрезвычайно широк, хотя главенствовало в нем не оружие, а средства проникновения и маскировки, подслушивания и доставки информации, преодоления препятствий, и тому подобное. Все те, кого интересуют конкретные описания и иллюстрации шпионского инвентаря, могут обратиться к многочисленным изданиям на эту благодатную тему - от брошюрок доморощенных экспертов до упоминавшегося двухтомника А. Горбылёва.

Я сознательно не хочу касаться здесь откровенно инфернальных техник психо-энергетического тренинга "невидимок", поскольку уж это-то наверняка никоим образом не входит в тему нашего разговора. Все их излюбленные кинематографические "пальцовки" и черная магия отлично вписываются в знакомые строчки того же Высоцкого:

 

Пили зелье в черепах, ели бульники,

Танцевали на гробах, богохульники...

 

Гораздо примечательнее, что ниндзя являлись выдающимися мастерами импровизации, настоящими профессорами по использованию любых подсобных предметов, так как изменчивый калейдоскоп нештатных ситуаций требовал молниеносных решений и точных действий. Что бы ни попало в опытные руки, могло превращаться и в оружие, и в отмычку, и во что угодно. Насколько бы ни был обширен перечень носимого снаряжения, всего предусмотреть невозможно. Всегда могли проявиться неожиданные факторы, заставляющие на ходу сочинять и конструировать что-то новое из имеющегося или найденного поблизости. Трудно вообразить себе лазутчика, вышедшего на задание с пустыми руками. Разведка и диверсии всегда есть работа с теми или иными предметами, от сноровки обращения с которыми напрямую зависел успех или провал дела, и именно здесь лежат точки соприкосновения ниндзюцу и кобудо.

 

 

* * *

 

Царь обезьян в сраженьи был свиреп,

И Царь-волшебник тоже был силен -

Друг друга меч и посох отражали...

(У Чэн-энь, "Путешествие на Запад")

 

Коль скоро профессиональные шпионы, оснащенные множеством заранее сконструированных и изготовленных инструментов, зачастую вынуждены были использовать простейшие, подвернувшиеся под руку предметы, что же оставалось делать крестьянам и горожанам для защиты от лихости разбойников и самурайского буйства? Наиболее остро эта проблема стояла не в центральных провинциях, где мощная власть даймё мгновенно подавляла малейшее неповиновение, и где бесконечные междуусобные войны давали возможность безо всякого труда собирать на полях сражений мечи, копья и даже доспехи, что наглядно продемонстрировал Акиро Курасава в знаменитом фильме "Семь самураев". Гораздо хуже обстояли дела на окраинах империи, особенно на самом юге, где наиболее крупный остров архипелага Рюкю, Окинава, расположен на стыке двух могучих культурных традиций - Японской и Китайской, причем бездонная китайская культура питала свою младшую сестру, и влияние это шло, в значительной мере, именно через Окинаву. Местные жители всегда отличались суровым нравом, а близость Поднебесной оказывала существенное влияние на все стороны жизни, включая боевые искусства. Официальная версия возникновения окинавского кэмпо относит его зарождение к 14 веку, когда король Рюкю признал вассальную зависимость от Китая, и с континента на Окинаву прибыла дипломатическая миссия, в составе которой были мастера цюань-фа. Но реально знакомство с передовыми техниками боя произошло еще раньше. Как известно, 12 век принес погибель огромному клану Тайра. Спасаясь бегством от победоносных Минамото, остатки разгромленных войск откатились на юг, осев в том числе и на Окинаве, принеся с собой полный багаж военных знаний и практических наработок, в корне отличных от классических китайских систем. Именно в этом заключается причина того, что древнейшие окинавские стили Тэ более всего напоминают как раз дзю-дзюцу, а не китайское ушу, да и культивировались они отнюдь не в простонародной среде, а в правящих самурайских семействах острова. То, что сегодня принято считать настоящим окинавским каратэ есть гораздо более поздняя переделка южно-шаолиньского цюаня, преподававшегося в середине 18 столетия легендарным мастером Кусянку, хотя по сей день не ясно даже, имя это, прозвище или некая должность. Именно от него пошли все современные стили и разновидности "китайского кулака", как испокон веку именовали данное искусство на Окинаве, пока, с подачи Фунакоши, оно не превратилось в "пустую руку". Разумеется, задолго до рождения этого самого Кусянку, китайские формы не могли не влиять на развитие Тэ. Исподволь шел непрерывный процесс взаимообогащения, результатом которого явилось чрезвычайно практичное, жесткое и бескомпромиссное окинавское кэмпо, в котором мастерство владения простейшим оружием неразрывно связано с работой голыми руками, и попросту две эти составляющие никоим образом не могут быть отделены друг от друга. Вся дальнейшая история острова лишь подтверждала древнюю истину, что любой запрет только усиливает сопротивление и будоражит дремавшие дотоле силы. "Сухой закон" тридцатых годов породил американскую мафию и расплодил гангстеров, а когда в 15 веке королю Сё Ха-си вздумалось объединить север и юг Окинавы и ввести первый запрет на свободное ношение оружия, это лишь подхлестнуло развитие кэмпо и дало отменный стимул к поиску методик использования в качестве оружия безобидных сельскохозяйственных инструментов. Не стоит верить сказкам о том, что традиционное оружие Окинавы напрямую родилось из цепов и тяпок. Идея и техники пришли, опять-таки, из Китая, уже имея многовековую историю и традиции. Они всего-навсего обрели новую родину и претерпели незначительные изменения, оставившие нетронутой сердцевину искусства.

Окончательно подлил масла в огонь великий Иэясу Токугава в конце 17 века, издав повторный указ о категорическом запрете на ношение и даже хранение клинкового оружия. Словами дело не ограничилось. Была тотчас проведена первая (но не последняя) катана-гари, то есть "охота за мечами", прокатившаяся волной по всей империи и выразившаяся на своенравной Окинаве в самых жестоких и крайних формах. Доходило до того, что на всю деревню оставляли единственный нож, прикованный цепью к столбу на площади. Как и следовало ожидать, эта политика привела к созданию тайных сообществ, окончательной систематизации старых и появлению новых стилей кэмпо, а также к лавинообразному росту качественного уровня школ, оживленных идеей сепаратизма. Уже не интуитивно, а вполне сознательно и целенаправленно анализировался и обобщался опыт Китая и Японии.

Строго говоря, полный перечень вооружений окинавского кобудо достаточно обширен, и включает в себя как деревянные, так и стальные предметы - сай, кама, тэкко, и прочие. Однако это исключение из правил. Те же серпы являются оружием изначально, и вопрос лишь в технике работы с ними, тогда как палки и шесты - вещи мирные, требующие очень специфических навыков для превращения их в грозные орудия нападения и защиты подстать смертоносным мечам.

Из наиболее известных "инструментов" окинавского кобудо можно назвать бо (палки всевозможной длины и толщины), нунчаку, тонфа, кама (серп), сай (трезубец), тэкко (кастеты), сурутин (цепь или веревка с грузами на концах), фундо (цепь длиной 2 сяку с рукоятками на концах), и так далее. Самой оригинальной из этого списка является снасть, представляющая собою нечто вроде узкого полотенца из сыромятной кожи, которое позволяло мягко гасить смертельные удары острого как бритва меча, и давало шанс для последующей контратаки. Практически на сегодняшний день реально живущими можно признать лишь традиции работы с бо, дзё, ханбо, сай, нунчаку, кама, тонфа и кай (веслом). Рассмотрим подробнее каждую из техник.

 

* * *

 

Сунь У-кун начал проделывать

Разные фокусы со своим посохом -

То он размахивал им над головой,

То вращал вокруг тела,

То подбрасывал его вверх,

То опускал вниз...

(У Чэн-энь, "Путешествие на Запад")

 

Бо-дзюцу представляет собой искусство ведения боя с помощью палок различной длины. Существует несколько более или менее канонизированных размеров оружия, в зависимости от чего меняется и само название. Ориентировочно такой перечень выглядит следующими образом:

 

Тамбо .............. зачастую суковатая палка длиной около 50 см.

Ханбо .............. "половинный Бо", от 90 до 110 см.

Дзё .................. несколько более тонкая палка, от 120 до 150 см.

Рокусяку Бо ... классический шест длиной 182 см. (6 сяку)

Хассяку Бо ..... длинный шест, до 240 см. (8 сяку)

 

Как мы видим, длина предмета не ограничена совершенно строго, и зависит от личных вкусов владельца, его роста, телосложения, принадлежности к тому или иному стилю, и так далее. Обозначение длинных шестов является производным от японской меры длины сяку (30,3 см.) с указанием количества этих единиц. Наиболее популярной является работа с ханбо, дзё и рокусяку Бо. Соответственно, и техники для данных разновидностей оружия проработаны полнее и глубже.

Обращение с ханбо внешне слегка напоминает кэндзюцу - в том случае, когда палку держат двумя руками за один край, словно меч, нанося ею все известные круговые и тычковые удары. Однако, уступая клинку в способности рассекать препятствия, наша дубинка дает и немалые преимущества, позволяя совершать массу скользящих движений руками по всей своей длине, что сильно расширяет спектр приемов нападения и защиты. Например, это дает возможность совершать непредсказуемые и коварные тычковые удары "с выносом", значительно и неожиданно увеличивая рабочую дистанцию и поражая противника на расстоянии до двух шагов, а также выполнять ряд перехватов, характерных для нунчаку-дзюцу, атакуя в нестандартных ракурсах. Также можно удерживать ханбо точно за центр, что породило массу оригинальных вариаций. Нелишне заметить, что сам Миямото Мусаси в зрелые годы почти полностью отказался от стального меча, предпочитая деревянный бокэн, который в целом аналогичен ханбо, если не принимать близко к сердцу легкий прогиб и овальность сечения. Причем, он не раз одерживал этим оружием блестящие победы над противниками, чьи руки ласкали великолепные мечи работы знаменитых мастеров.

Техника дзё (джо) пользуется традиционной популярностью у приверженцев айкидо и дзю-дзюцу, где приемы с этой палкой составляют отдельный раздел айки-джо и является необходимой частью квалификационных требований. Вся база дзё-дзюцу детально проработана как в варианте атак и защит, использующих палку в качестве оружия, так и против неё.

В целом рисунок движений заметно отличается от практики иных окинавских школ, и внешне повторяет манеру айкидо, имея явно круговой характер и плавный стремительный ритм. Очень подробно разработаны броски с помощью дзё, а также болевые замки и фиксации уже лежащего противника. Акценты сдвинуты с внешней "физики" движений на глубинные внутренние моменты и требуют постепенных вдумчивых тренировок, как, впрочем, и все, что относится к древнему искусству дзю-дзюцу.

Рокусяку Бо - наиболее известное и популярное оружие, почитаемое несметным числом школ самой разнообразной ориентации. В обязательном порядке изучается почти во всех традиционных стилях окинавского каратэ, именуется обыкновенно просто "бо", и представляет собою круглый или граненый шест диаметром 3 сантиметра, изготовленный из дерева твердых тяжелых пород. Технический арсенал приемов с шестом настолько обширен, что позволяет сосуществовать целым направлениям и школам, весьма непохожим друг на друга. Очень грубо и приблизительно можно попытаться выделить две разновидности техник - окинавского и китайского типа, хотя первая и является вполне законнорожденной дочерью второй. Те, кто видел фильмы о похождениях шаолиньских монахов, легко поймут, о чем идет речь. Для китайской боевой традиции вообще характерна склонность к сложным, многоплановым и хитроумным построениям, которые при всей своей бесспорной эффективности чрезвычайно эстетичны. Работа с шестом здесь строится на обилии круговых движений, часто с оборотами вокруг тела. Шест, который нередко держат за один край, совершает стремительный полет по широким спиралям, восьмеркам и эллипсам, то взлетает, то опускается, то выходит на тычковый удар. Много подсечек. Порою оружие используется как опора для совершения прыжка или высокого удара ногой.

Шест вообще являлся и является до сих пор фирменным оружием монахов, а также адептов ушу стиля обезьяны, традиционно восходя в этом к легендарному царю обезьян Сунь У-куну, Великому мудрецу, равному Небу, с его знаменитым железным посохом толщиной с чашку.

Окинавская работа отличается, как и все остальное, большей простотой, лаконизмом и жесткостью, если не сказать - жестокостью. Причины тому были уже оговорены, и возвращаться к ним не стоит. В окинавских стилях преобладают короткие тычковые и компактные, неразмашистые круговые удары и защиты, несущие в себе, тем не менее, смертельную мощь. Значительно уступая китайским техникам в эстетике, они безусловно надежны и действенны, что проверено веками схваток с вооруженными противниками. Существует великое множество разнообразнейших и весьма колоритных ката с шестом - наследие великих мастеров прошлого, закодировавших и донесших таким образом до наших дней традиционное искусство работы с этим прекрасным предметом, по праву названным "матерью всего оружия".

Хассяку Бо и Кюсяку Бо - длинные шесты, соответственно, по 240 и 270 сантиметров. В наши дни они гораздо менее популярны, чем универсальный двухметровый шест. Хотя эдакая оглобля и предоставляет своему владельцу известные преимущества в бою на длинных дистанциях, вместе с тем она требует обширного свободного пространства, и практически бесполезна в лесу, на улице среди заборов, и в других подобных местах. Техника работы не отличается какими-либо особенностями, разве что несколько чаще используются широкие круговые движения, сметающие подсечки с хватом двумя руками за один конец, да ещё очень длинные выносные удары по всем уровням. В отличие от стандартного шеста, такие удары несут в себе гораздо большую силу из-за изрядного веса предмета и оттого, что путь разгона его в руках длиннее, чем в случае с коротким оружием.

В разных регионах и школах применялись и применяются различные типы шестов. Так, если на Окинаве классическим считается именно рокусяку Бо, тяжелый и жесткий, то для китайской традиции характерен более длинный (свыше двух метров), эластичный и гибкий шест, совершающий в момент фиксации удара изрядные упругие колебания, что даже используется в качестве технического элемента. Вообще о всевозможных разновидностях палок и об искусстве боя с ними можно говорить почти бесконечно, так как именно палка, какой бы длины и толщины она не была, абсолютно бесспорно является древнейшим из всех прочих видов оружия, ведя свою родословную от темных доисторических времен. И ничто другое не представляет само по себе оружия в меньшей степени, нежели обыкновенная палка, легко приобретающая в опытных руках почти абсолютную эффективность.

 

* * *

 

Прохор, принеси-ка пистолет,

Да костыль чугунный не забудь!

(Л. Сергеев)

 

Тонфа (реже - туйфа) олицетворяет собою как бы некую визитную карточку окинавских боевых искусств, являясь оригинальным и уникальным оружием, присущим почти исключительно данному региону. Конструктивно это все та же короткая палка, но с добавочной поперечной рукояткой. Чаще всего происхождение тонфа выводят от рукоятки мельничного жернова. Вполне возможно, что на Окинаве существовали в точности такие рукоятки, однако гораздо достовернее выглядит версия исхода идеи тонфа опять же из Китая, где задолго до появления проблесков цивилизации на островах Рюкю уже вовсю дрались с использованием оружия, именуемого гуай (боевой костыль), или "костыль святого Ли". Но китайский прототип длиннее, тоньше, и не имеет явно выраженной "головки" на рукояти, что очень существенно влияет на технику движений и их арсенал в целом. Кроме того, на Окинаве с самого начала тонфа стали использовать в парном варианте для обеих рук, тогда как на континенте длинный костыль часто подхватывался второй рукой за дальний конец. Это давало целый ряд сложных скруток, подставок, зацепов и перехватов, каковые почти полностью отсутствуют в окинавских стилях из-за иной геометрии оружия и его парности. Зато мощь и эффективность островных техник несравненно выше, ибо приемы боя рождались, отсеивались и шлифовались в ожесточенных схватках с лихими рубаками, где единственная неточность стоила жизни, а бить следовало однозначно наповал. Мастер тонфа вполне мог выйти на бой с несколькими вооруженными противниками и победить (то есть поубивать) их всех до единого, чему существует немало исторических свидетельств.

Как все прочие палки, тонфа изготавливаются из тяжелой твердой древесины, способной противостоять ударам меча, и могут различаться между собой формой сечения, весом и пропорциями, хотя и в небольших пределах. Гораздо заметнее отличаются друг от друга школы и стили работы с этим оружием, но и то лишь преобладанием каких-то одних элементов над другими. Перевес в сторону тычковых, круговых либо полнооборотных движений с прокруткой рукояти в кулаке всегда создает неповторимый пространственный рисунок и может служить отправной точкой для идентификации стиля. Также в некоторых случаях применяется тонко проработанная техника перехватов тонфа за длинный или короткий конец с использованием рукояти для остроумных зацепов, заломов, болевых замков и удушений. Именно этот раздел с успехом взят на вооружение полицией многих стран, применяющей его для фиксации и конвоирования задержанных преступников.

Для тех, кто знаком с техникой каратэ любого стиля, не составит особого труда освоение работы с тонфа, поскольку все манипуляции с зажатыми в кулаках брусками полностью повторяют классическую базу боков и ударов "китайской руки". Дополнительной проработки потребует лишь фури-вадза, сиречь обороты оружия вокруг рукояти как оси вращения, да нехитрые перехваты, зацепы и скрутки. Данный раздел предоставляет обширное поле деятельности для любителей изобретать собственные комбинации и сочетания известных приемов, так как довольно сильно зависит от личных особенностей телосложения, и склонностей к тем или иным способам убеждения противника.

Однако, как и во всех боевых искусствах, кажущаяся простота скрывает под собою необходимость многолетнего упорного труда, и даже вполне элементарное движение типа прямого удара цуки или блока агэ-укэ требуют тысячекратных повторений при самом внимательном, критическом и вдумчивом отношении. Только при таком подходе незамысловатые рукоятки дадут своему владельцу стопроцентную возможность побить любого противника - хоть с ножом, хоть с ломом в руках. Остается добавить, что издревле особенным мастерством в изготовлении и применении тонфа славились на Окинаве район Цукэнситахаку и близлежащий островок Хамахига, что нашло отражение в названии одной из самых популярных ката - Хамахига-но-тонфа. В настоящее время тонфа-дзюцу входит как обязательный раздел в программу ряда школ традиционного каратэ.

 

* * *

 

 

Скованные одной цепью,

Связанные одной целью...

(песня)

 

Нунчаку в современном мире завоевала столь громкую популярность, что трудно отыскать на Земле уголок, где всякий мальчишка не знал бы этого простого восточного оружия. Ничто более не может соперничать с нунчаку по известности, основу которой положил, как принято считать, победоносный Брюс Ли, продемонстрировавший всему миру с экрана виртуозную работу дотоле неведомым инструментом. Начавшийся вслед за этим повальный бум привел в итоге лишь к тому, что уголовные кодексы большинства стран признали нунчаку холодным оружием, со всеми вытекающими юридическими ограничениями. В глазах неискушенной публики этот нехитрый предмет предстает сегодня чем-то вроде "абсолютного оружия", хотя в действительности дело обстоит совершенно иначе. Этот факт нашел свое отражение даже в специальной (для служебного пользования) справочной литературе, где работникам следственных органов и судов рекомендуется в каждом конкретном случае учитывать степень владения данным предметом, поскольку эффективность и опасность нунчаку находятся от этого в самой прямой зависимости. Человек, впервые взявший в руки финку, может спокойно уложить на месте и двоих, и троих, но если он размахнется нунчаку, то наверняка прибьет лишь самого себя. Попав же случайно по противнику, в худшем варианте оставит того с огромной болезненной шишкой на самом красивом месте - неприятной, но безопасной для жизни. Убийство в данной ситуации может носить исключительно непреднамеренный характер. Однако с ростом тренированности эффективность действий с нунчаку растет так стремительно, что очень скоро начинает значительно превосходить любые ножи, ломы, топоры и прочий страшный инвентарь. Умелая работа "палочками на веревочке" производит гипнотическое впечатление, способное отрезвить самого отпетого агрессора, не говоря уж о том, что первый реальный удар вдребезги разбивает кисть вооруженной руки, а второй проламывает кости черепа, что не раз проделывали окинавские жители, разделившие нелегкую судьбу своего острова.

История нунчаку аналогична и параллельна истории тонфа. Первоначально идея соединения двух или более дубинок гибкой связкой зародилась, как и многое другое, в древнем Китае, где нашла воплощение во множестве вариантов этого, так называемого, "секционного" оружия. Поведя свой жизненный путь от обыкновенного крестьянского цепа для обмолота рисовых снопов, оно вскоре превратилось в самостоятельное и обширное семейство в длинном ряду боевых приспособлений. Но китайцы не были бы китайцами, не создай они бесчисленного разнообразия таких предметов, хотя основных разновидностей не так уж много. Прежде всего, секционное оружие возможно классифицировать по числу элементов в связке - от двух до двенадцати и более. Однако наращивание количества переводит снасть в иное качество, приближая её к цепям и лишая существенных преимуществ. Реально заслуживают внимания только двух- и трехзвенные варианты. Длина каждой отдельной дубинки и их взаимные пропорции не играют особой роли и слабо влияют на технику использования в бою. Здесь можно упомянуть двухзвенный шест лянцзегунь с длиной плеч до одного метра, а также чрезвычайно популярный, эффективный и знакомый нам по многочисленным китайским фильмам трехзвенный саньцзегунь с 60-сантиметровыми секциями. Известными мастерами орудовать им были всё те же шаолиньские монахи.

Окинавцы, поставленные в невыносимые условия категорическим запретом на ношение любого режущего оружия, как никто сумели оценить и развить идеи китайцев, воплотив их в незначительно измененном виде в то, что известно сегодня решительно всему человечеству как нунчаку. Китайский прототип отличается чуть более длинной (два-три кулака) связкой между брусками, и именно его мы наблюдаем в руках Брюса Ли. Окинавский стандарт составляет один кулак (около 10 см.) при длине брусков до 34 см. Классической островной нунчаку, вероятно, следует признать восьмигранные дубинки с небольшим конусным сужением от конца вовнутрь, соединенные тонким шелковым (теперь капроновым) шнурком указанной длины. В прежние века окинавское простонародье не знало токарных станков, а тем более - по металлу. Поэтому популярные и весьма удобные в работе современные изделия с вертушками на шарикоподшипниках, да еще с возможностью угловых компенсаций, никак не могут считаться традиционными, равно как и точеные круглые нунчаку с поясками для удобства удержания. Оружие, оснащенное цепочкой, гораздо тяжелее, так как требует для баланса нагружать внешние концы брусков заделкой свинца или насадкой массивных стальных (латунных, бронзовых) колец. Зато такая штука позволяет уверенно ловить цепью ножи и другие острые предметы, способные перерезать шнурок, а также формирует существенно более жесткий захват руки противника - вплоть до перелома. Увы, именно "цепные" экземпляры приводят служителей закона в особенно гневное состояние, и навлекают на бедовую голову неосторожного носителя кары гораздо более тяжкие, чем в случае с якобы безобидными веревочками.

Таким образом, повсюду мы видим и сильные, и слабые стороны. Если же принять во внимание индивидуальность пропорций тела, физического потенциала и личных вкусов, то перед желающим освоить своенравные нунчаку открывается самый широкий выбор.

Техника работы, как и в случае с шестом, также может быть условно поделена на окинавскую и китайскую, характерные особенности которых нам уже известны. Китайский метод - это виртуозная ловкость непрерывных эллипсов, восьмерок, перехватов и переводов оружия с одного уровня на другой, из плоскости в плоскость, а в целом - явное преобладание скоростных круговых ударов в самых немыслимых ракурсах. Движения сливаются в один нескончаемый полет, сопровождаемый только шелестом воздуха. В окинавском подходе заметна большая доля тычков как одним, так и двумя брусками одновременно, очень часты захваты руки противника в замок, удушения с забросами шнурка вокруг шеи (дзимэ-вадза), и прочие вариации ближнего боя. Обусловлено такое отличие все той же разницей исходных исторических условий. Вести бой на средних и дальних дистанциях с вооруженным мечом самураем означало смертный приговор. Оставалось одно - отведя скользящим движением фатальный клинок, тотчас входить в ближний бой с максимально концентрированным цуки либо захватом. Чисто внешне окинавская работа выглядит лаконичней, жестче и основательнее, хотя на деле ни то, ни другое течения не уступают друг другу. В конечном итоге, гораздо больше значат личные качества мастера, нежели стилевые нюансы техники, тем более, что отчетливой границы провести невозможно.

Однако практика показывает, что существует изрядный, но малозаметный для неопытного глаза разрыв между действительным и мнимым мастерством. Очень многие из тех, что приходят сегодня заниматься в группы кобудо, уже владеют в какой-то степени техникой нунчаку из-за её популярности и простоты изготовления, а также наличия достаточного числа брошюрок с описанием базовых приемов. Опять же, видеопрокат предоставляет массу кинофильмов, в которых посвист цепей и дубинок заполняет большую часть экранного времени. Но, как и полагается, такие фильмы оказывают доверчивым энтузиастам скверную услугу, поскольку кино и жизнь есть вещи диаметрально противоположные, и мы видим на экране не реальную эффективную технику, а увлекательное трюковое шоу. При этом актер вполне может быть первоклассным мастером - попросту он действует по законам жанра.

И вот, хотя человек способен ловко и замысловато вращать и перехватывать из руки в руку свое оружие, при ближайшем рассмотрении обычно выясняется полнейшее отсутствие четко поставленного удара, а уж о блокировках и говорить не приходится. То есть налицо всего-навсего недурно отработанное умение жонглировать данным предметом. Результатом подобных движений может быть лишь подбитый глаз, ушибленная рука, да лиловые шишки на поверхности вашего оппонента. Реальная техника нунчаку требует долгой, монотонной, скучной, болезненной и вдумчивой тренировки на месте и в перемещениях, с открытыми глазами и вслепую, быстро и медленно, и так далее. Особенно тщательно следует прорабатывать кистевые движения, ибо сильная кисть и гибкое запястье - единственный ключ к сердцу капризных палок. Но как раз это и отсутствует у большинства доморощенных мастеров. Нелишне помнить о том, что без овладения "точкой" и тандэном нечего и думать о достижении истинной мощи в ударах и неуловимой легкости в блоках и перехватах. Также не стоит заниматься нунчаку и только нунчаку, это тупиковый путь. В старину каждый мастер являлся универсалом, одинаково успешно орудуя как голыми руками, так и любыми предметами. Невозможно достичь успеха в одном, игнорируя все остальное. В китайской песне говорится:

 

Сын хорошего лучника

Сначала должен плести корзины,

Сын хорошего литейщика

Сначала должен шить шубы.

 

На практике отличные результаты дает нехитрый метод. После двух-трех месяцев напряженных занятий, скажем, шестом, следует на какое-то время позабыть о нем и переключиться, например, на тонфа, ханбо или что-нибудь еще. Зато потом, вернувшись к технике шеста, вы будете приятно удивлены качественным прогрессом, возникшем словно ниоткуда. На самом деле внутренняя подсознательная работа никогда не прекращается, продолжая где-то в глубине шлифовку и фильтрацию усвоенного материала. Он неспешно сортируется и раскладывается по полочкам, обогащаясь одновременно иными, но родственными элементами. Поэтому, усиленно тренируясь с нунчаку, вы тем самым точите технику ханбо, и наоборот - ведь базовые перемещения, позиции и работа с "точкой" одинаковы для всех стилей кобудо и каратэ.

Особенное значение в нунчаку-дзюцу имеют упражнения на снарядах, так как, в отличие от иных разновидностей оружия, секционные предметы слабо контролируемы и опасны даже для владельца. Все современные защитные приспособления в комплекте с легкими пластиковыми нунчаку, помимо того, что стоят немыслимых денег, способны лишь испортить ученику реальную традиционную технику. Скорее всего, такая оснастка годится исключительно для спортивных соревнований, и не имеет к подлинному боевому искусству Окинавы ни малейшего отношения. Из упомянутых же снарядов наилучшим образом зарекомендовали себя набитые песком (пополам с опилками) отрезки пожарного рукава большого диаметра, длиной полтора-два метра. Будучи подвешенным, такой рукав позволяет наносить все типы ударов на любом уровне - от верхнего до самого нижнего, а также производить удушающие захваты. Но особенно хороши в этом качестве отрезки гимнастического каната, связанные параллельно в жгут, по несколько штук вместе. Разумеется, идеальной мишенью мог бы служить борцовский манекен из натуральной кожи, полностью имитирующий человеческую фигуру. Беда в том, что через пару недель интенсивных тренировок дорогостоящая снасть расползется на лоскуты.

Вообще же, при занятиях с нунчаку основной упор следует делать не на дубовую силу ударов, а на ловкость, скорость и точность. Такую точность, чтобы вы могли чувствовать дистанцию до сантиметра, и были бы способны снести огонек сигареты, не повредив её. Тренировки с напарником сводятся к отработке блоков от любого холодного оружия, включая ножи, а также захватов его рук и шеи. Искусство это весьма хитрое, требующее тонкого понимания противника и отменной проворности в движениях. Лучшим подспорьем здесь служит базовая техника айкидо и дзю-дзюцу. В бою против нескольких противников, да при наличии обширного пустого пространства, известные преимущества может дать умение работать с двумя нунчаку, но это уже высший пилотаж, доступный лишь искушенному мастеру. Стоит заметить, что при такой круговерти он будет лишен возможности совершать перехваты из руки в руку (поскольку обе заняты), а ведь именно "стянутое" положение типа мусо-камаэ или маки-камаэ обладает наибольшим потенциалом для нанесения сокрушительных ударов.

Таким образом, стремление овладеть нехитрой окинавской игрушкой оборачивается на деле необходимостью посвятить ей часы, дни и годы самоотверженного, порой болезненного труда - к счастью, вполне благодарного.

 

* * *

 

 

Взял он вилы и топор,

И отправился в дозор.

(П. Ершов)

 

Из металлического оружия Окинавы самым известным является стальной трезубец сай с длинным, до 40 см. центральным клинком (или, скорее, прутом) и отходящими от него в стороны двумя фигурными усами ёки, образующими нечто вроде гарды. Рукоятка длиной в один кулак заканчивается овальной либо заостренной шишкой, позволяющей наносить мощные точечные удары. Традиционный окинавский сай изготавливается цельнокованым из одного куска металла, но современные фирмы, производящие восточное оружие на продажу большими сериями (например, "Квон"), попросту приваривают ёки к выточенному на токарном станке клинку с последующей термообработкой, шлифовкой и хромированием. Несмотря на удобство в работе и превосходный внешний вид, такие сай нельзя считать традиционными.

Сай-дзюцу как обязательный раздел входит, наряду с бо-, тонфа- и нунчаку-дзюцу, в программу большинства старых школ окинавского каратэ. Прежде мастера носили обыкновенно сразу три сай - два для фехтования обеими руками, и один в качестве запасного либо метательного оружия. Техника работы с этими, довольно увесистыми, предметами требует весьма гибких и крепких кистей, и строится во многом на переходах клинка с прямого на обратный хват посредством проворота вокруг большого пальца. Именно этой цели и служат плавные изгибы и пропорции "усов", позволяя к тому же захватывать, словно в ловушку, любое оружие противника. Наиболее действенными атакующими приемами являются прямые тычковые удары и мощные круговые выбросы изнутри наружу, то есть из базового обратного хвата на прямой. Для блокирования чаще всего используется взятый, опять-таки на обратный хват, сай, клинок которого лежит вдоль предплечья от кисти до локтя.

Будучи кованы из добротной стали, такие трезубцы в руках мастера давали ему шанс не просто выжить в бою с опытным фехтовальщиком, но одержать уверенную победу в схватке с несколькими противниками. История умалчивает, откуда возникла идея такого оружия и техника работы с ним, но большинство источников непосредственным предком сай называют металлическую вилку для рыхления почвы, либо ритуальные трезубцы, бывшие религиозным атрибутом.

Полезно помнить, что человек, задавшийся целью овладеть искусством сай-дзюцу, не добьется решительно ничего, если для начала не освоит хотя бы базовой техники любого стиля каратэ, так как никогда за всю историю Окинавы эти дисциплины не существовали отдельно одна от другой.

Менее известным, хотя даже более грозным, чем сай, является классический боевой серп кама - вероятно, самое эффективное оружие после меча. Недаром его так любили рациональные и предусмотрительные реалисты ниндзя. Сегодня многие имеют возможность познакомиться с этим предметом и техникой работы с ним, наслаждаясь кровавыми боевиками о похождениях "ночных демонов". В отличие от сай или нунчаку, серп представляет собой крестьянское орудие труда в чистом виде, без каких-либо изменений или дополнений в конструкции. Даже отдаленно не напоминая привычный нам европейский серп, окинавский кама более всего похож на миниатюрную косу для одной руки, или на ледоруб с заточкой нижней части клюва.

Арсенал приемов с серпами обширен и замысловат, но базовый принцип всего один - передняя рука отводит оружие противника в сторону, а вторая тут же атакует круговым движением, с протяжкой на себя или без таковой. Следовательно, поражающее действие серпа проявляется в мощном клевке, способном пробить стальной шлем (что успешно делали с средневековой Европе с помощью клевцов и чеканов) или в подрезающем ударе, особенно эффективном, когда целью были руки, ноги или шея противника. Из-за неприятной особенности серпов обходить препятствие своим длинным клювом, их размахи чрезвычайно трудно блокировать. Если же добавить к этому высокую мощь, обусловленную плотной посадкой короткого древка в ладони, и парность оружия, то становится понятным, отчего мастера боя с кама довольно легко побеждали рядового самурая, вооруженного одним лишь мечом.

Коварные ниндзя модернизировали серп, добавив к нему длинную цепочку с грузом на конце, и сразу получили иное оружие, именуемое гусари-кама. Его невозможно было использовать в паре, зато возникли неожиданные варианты с хитрыми захлёстами цепью ног и рук врага, а также обратный вариант, когда сам серп раскручивался широкими кругами, поражая всё и вся на значительном расстоянии. Правда, остается неясным вопрос, каким образом происходила ориентация клинка острием строго по ходу движения.

Помимо чисто боевого применения, эта снасть могла использоваться в качестве дополнительной точки опоры как забрасываемый наверх якорь, что характерно для "невидимок", стремившихся к максимальной универсальности своего зловещего инвентаря. Кстати говоря, вслед за ниндзя и многие самураи успешно освоили гусари-кама в качестве подсобного оружия, компактного и легко маскируемого в одежде.

К сказанному остается добавить лишь то, что более нигде в мире, а уж в Европе и подавно, мы не встречаем применения подобного оружия. Да и на всех японских островах, включая Окинаву, подлинных мастеров кама-дзюцу совсем немного, во всяком случае, гораздо меньше, чем знатоков прочих традиционных техник.

Помимо перечисленных разновидностей "древнего искусства" обращения со всевозможными предметами, как превращенными в оружие, так и бывшими им изначально, существует преизрядное число других "дзюцу", в том числе вполне экзотических. Японцы не были бы японцами, не доведи они каждое из таких направлений до абсолютного совершенства, при котором решающее значение придается даже самым незначительным нюансам и деталям движений, что и породило в итоге феноменальную эффективность подобных систем. В качестве иллюстрации можно назвать танто-дзюцу (работа с ножами), сюрикэн-дзюцу (искусство метания предметов), явара-дзюцу (работа с короткой ладонной палочкой), тэкко-дзюцу (работа с кастетами), ходзё-дзюцу (искусство связывания противника), и многое другое. Причем в каждом конкретном случае мы имеем дело с развитой традицией, школами, патриархами, и так далее, чего никогда не знал Запад.

 

 

* * *

 

Так или иначе, но большую часть своей долгой истории человек прошагал с оружием в руках, и это является такой же неотъемлемой частью бытия, как еда, питье или строительства жилищ. А потому и искусство обращения с ним ценилось всегда и повсеместно. Вероятно, так оно и будет впредь - пока не изменится сама наша грешная натура.

Изменено пользователем Shinsaku-To (смотреть историю редактирования)

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация