Jump to content
АнимеФорум

Моральные дилеммы в художественных произведениях


Allen_8

Recommended Posts

Как правило, художественные произведения, будь они реалистические или фантастические, создают конфликт, обостряя существующие проблемы и ситуации до уровня, где в них раскрываются новые грани, характеры, идеи. В одних случаях добро всегда побеждает зло, избегая серых зон, хотя намёк, который читателю и зрителю урок нет-нет да и проявится в самом сказочном мультфильме. Другие нарочито ставят конфликтные ситуации во главу угла, а потом решительным *паф!* их схлопывают, обеспечивая захватывающий сюжет. Третьи превращают дилеммами истории в тяжёлое и занудные "объекты искусства", оставляя тягостное впечатление на душе и провоцируя приступы спгс. Так или иначе, моральная дилемма - типичный приём повествования и источник идей, основанный на неидеальности наших идеальных ценностей, морали и справедливости.

 

Дилеммы бывают разные. О проблеме "меньшего зла" в наше время не слышал только глухой, но столкновение ценностей меж мирами (например, западным и восточным), поиск дыр в общепринятых нормах, сравнение действия и бездействия и оспаривание права на существование минорных и антисоциальных ценностей ничуть не менее распространены и никак не решатся со времён древних греков и китайцев (а только прирастают в числе). Именно потому, что дилемма по определению не имеет 100%-верного решения. Временами они далеки от нашей реальной жизни, где самым моральным, на первый взгляд, является выбор "качать или не качать". В других случаях дилеммы внезапно оказываются на острии жизни, когда реальность доказывает, что она интереснее и конфликтнее любого вымысла, и разделяют общественное мнение, как например бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, которая одними воспринимается как классический образец меньшего зла, другие считают её неоправданной и бессмысленной.

 

Из того, что хотел бы упомянуть сам (плз не забываем спойлеры в критичных случаях, надеюсь, модераторы не видят их автоматически раскрытыми) - дилемма в Heavy Rain, где главный герой

спойлер вынужден убить (или не убить и рисковать провалом) наркодилера ради спасения своего сына и перед убийством обнаруживает, что его жертва - отец двух детей. Это чуть ли не единственная явная дилемма в игре, так как остальные просто проверяют стойкость и смелость героя. Правильно ли он сделал? Могу только (конечно, субъективно) сказать, что в обоих случаях он недостоин того хеппи-энда, который ему подсовывает Кейдж - независимо от того, виноват ли он в выборе или основную вину несёт главный злодей.

(надо сказать, меня не удовлетворило количество и качество дилемм в этой игре, ставящей такой большой акцент на сюжет, но оставим подробности за пределами стартового поста). Или гораздо более эпичная дилемма - концовка манги о Навсикае, где Навсикая большой спойлер! уничтожает ковчег с памятью/душами тысяч/миллионов людей до апокалипсиса, обладающих технологиями, способными гарантированно спасти человечество и планету, ради того мира, который она знает, и естественного порядка вещей. Это решение резко отделило (для меня, по крайней мере) образ героини в манге от образа безукоризненно святой из аниме - опять же не то, чтобы я осуждал её выбор, но нигде больше я не видел, чтобы Миядзаки поднимал такие тяжёлые темы.

Бывают и утрированные, символические дилеммы, например трагическое разрешение в Клубе убийц букв комплекса вселенской вины , когда наиболее тонко чувствующий и ответственный герой - Рар, осознав в полной мере и представив, что каждый день, чем бы ты лично не занимался, в это время неизбежно умирают сотни тысяч людей, многие от болезней, войн, голода, в муках и отчаянии, не способен вынести подобного осознания и невозможности в полной мере изменить ситуацию и кончает жизнь самоубийством.

 

Кажется ли вам, что выраженные дилеммы натянуты и портят всё произведение? Или какие-то зацепили, заставили задуматься или вспоминаются с интересом и любовью?

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • Супермодераторы

Кажется ли вам, что выраженные дилеммы натянуты и портят всё произведение? Или какие-то зацепили, заставили задуматься или вспоминаются с интересом и любовью?

Что-то я не помню случаев, когда бы это моральная дилемма была не к месту там, где ей нашлось место. Наличие такого элемента создаёт не дешёвую, а очень даже доброкачественную неопределённость в истории. Ты всё время воспринимаешь Навсикаю такой, а затем встаёт ребром острый вопрос без единого чёткого определённого ответа, и тут ты начинаешь сомневаться, сомневается и героиня. И вот ты уже вроде бы склонился к одной из сторон, подразумевая, что и героиня поступила бы так же, а она в итоге всё переворачивает с ног на голову совсем другим ответом, рождая в душе вихрь сложных эмоций и дум. И это только один из вариантов развития событий и вызванных ими эмоций. Так что моё мнение: моральный выбор не может испортить то произведение, где он действительно нужен, и если он там есть, то сделает его лишь лучше вне зависимости от итогового расклада. Просто потому, что уводит читателя / зрителя от примитивной концепции «чёрно-белого» в пользу более всеобъемлющего многоцветья жизни с кучей маленьких взаимосвязанных и нет обстоятельств и деталек, приведших к тому или иному ответу. Тем моралдьный выбор и хорош - он расширяет восприятие новыми гранями мира, людей, их решений. Главное, чтобы автор истории ещё и показать такой моральный выбор смог правильно.

 

Если говорить об играх, то моральный выбор является, можно сказать, вторым именем серии игр «Shin Megami Tensei», которую я премного одобряю (как раз сейчас вновь вернулся к «SMT IV: Apocalypse»). На протяжении всей игры ты можешь тут без задней мысли совершать действия и выбирать между вариантами ответов, не подозревая, что на самый главный вопрос в финале такой подход может оставить тебе всего один доступный ответ, от которого ком застрянет в горле. Ты же хотел всех спасти, да? Ха, благими намерениями вымощена дорога в Ад, распишитесь в геноциде населения Токио - вы же сами отвечали на вопросы до этого и выбрали сторону Ангелов, а их как раз Всевышний и отправил устроить второй Всемирный потоп + все немногие достойные спасения уже на Ковчеге, а та толпа запятнанных грехом нам без надобности.

 

На Западе ближайшим аналогом «SMT» в плане морального выбора для меня оказалась игрушка «Vampire: The Masquerade - Bloodlines», которая при меньших масштабах заставляет осуществлять ещё более остро поставленный и в чём-то более реалистичный моральный выбор, как и в «SMT», обеспечивая множественность исходов.

 

На анимешном фронте можно выделить кламповские «Х», «ХХХхолик», «Технолайз», в обязательном порядке работы Кунихико Икухары (он просто король морального выбора: тут и «меньшее зло», и конфликт Запада-Востока в ценностях, и всё то, что Аллен выше перечислил, и даже больше), все эти «Гатари» Нисио Иссина, «Границы пустоты», «Бугипопы», «Тетради Дружбы», «Тетради смерти» и вообще почти всё то,

что уходит у японцев в мистику и психологию. В общем говоря, тему морального выбора японцы очень любят, а мы в большинстве своём именно поэтому любим аниме и прочее творчество Страны восходящего солнца.

 

В книгах моральный выбор ещё более частый гость, гораздо. Даже вот то крайнее, что я на днях закончил читать -«И объяли меня воды до души моей» за авторством Кэндзабуро Оэ - и там это есть. Всю книгу, очень необычную хорошую книгу.

 

В общем, примеров тьма...

Link to comment
Share on other sites

Есть аниме с периодическими дилеммами для описания закона мира.

Вроде XXXHOLiC или Алхимика... Там есть закон некоего "равенства получения и отдачи", который наверно Кто-то (Бог) должен регулировать. Но это подано с полунаучным подходом, что это само регулируется. Меня иногда несколько раздражало основание этих дилемм - как бы "научно и естественно", но на самом деле магия.

Есть аниме с концовками, где герои и антигерои борються за разные варианты развития мира. В принципе здесь меня обычно может раздражать само оформление противостояния. Но само противостояние обычно стандартно - "порядок и свобода". Так как это противостояние достаточно давно отработано (но не решено) в культуре, тут сложно что-то полностью испортить. Хотя мне может не нравиться выбор героя или автора, но само дилемма логична.

Есть более локальный выбор героя. Мне сложно судить о тех случая когда выбор мне не понравился.

А вот там где выбор понравился, я наверное более объективен.

"Волчица и пряности", 2 сезон, дилеммы ГГ вместе с непонятностью финансовых сделок слишком сильно ... "тормозили", усложняли сюжет.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

ну, собственно, анимешником я стал исключительно потому что посмотрел у приятеля в общежитии несколько кусочков из «Х» и как раз остановился на моменте когда Сацуки допрашивает Юзуриху на предмет "почему же нельзя убивать людей?" и говорит что этические, идеалистические, биологические ответы все не являются полноценными.

и вот этот момент меня так зацепил что через два года я пошел искать сериал чтобы наконец получить ответ на вопрос.

ну и само собой, борьба Драконов Неба и Драконов Земли, с их противоположными идеологиями.. и готовностью не останавливать ни перед какими жертвами чтобы остановить противника. дилемма отношений Сейширо и Субару (растущая корнями ещё с Токио Вавилона). синдром Пандоры, когда видишь будущее но не можешь его изменить...

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...

Important Information