ChaO (2025) Чем хорош Большой фестиваль мультфильмов: в его рамках можно посмотреть японские полнометражные аниме-новинки, не добирающиеся до широкого проката в РФ. Однажды я так посмотрел на большом экране Lupin III: The First. Однажды я так пропустил, к сожалению, Gyokou no Nikuko-chan. Сегодня вот успел на Chao, с которым, конечно, очень интересная оказия произошла: фильм привезли с оригинальным звуком и ансабом, а рядом с экраном на всём протяжении стояла женщина и синхронно-художественно зачитывала текст на русском языке, скорее всего заранее приготовленный и отрепетированный. Это и забавляло, и мешало одновременно. Для меня-то японский звук с ансабом - норма. Сам фильм - очередная вариация «Русалочки», сказочная история формирования необычной семейной пары, призванная напомнить о и призвать к свободе любви, показать, что любовь не должна ограничиваться вопросами культур / народов / статусов (тут даже радикальнее: видов), должна существовать вопреки препятствиям и неудобствам, а в идеале ещё и служить интересам общества - такой вот социально-политический комментарий. Продемонстрировать, что любовь и брак - это обоюдный компромисс, взаимный рост и шаг на встречу. Но если честно, гораздо лучше у фильма получилось проиллюстрировать, что союз мужчины и женщины - это на самом деле удивительные и сложно достижимые чудо и подвиг. Встреча - случайность. Устойчивая духовная связь - волевое решение, построенное на блюдении обещаний, следовании завету и определённой доле наивности / простоты / чистоты души. По сути, фильм и проводит зрителя через ряд типичных конфузов молодожёнов, выходом из которых предлагает память о том самом важном, что стало причиной начала этих отношений. К сожалению, изложение данной мудрости не обошлось без избитого приёма частичной амнезии и обёртки сумбурной авантюрной комедии, достигнутой и на сценарном, и на визуальном уровне. Хаотичная, не слишком внятная, но определённо яркая анимационная работа. Что качается технических моментов, то фильм совершенно очевидным образом складывается из людей, которые над ним работали: Увидели Studio 4°C? Ну, вот и ожидайте смелую визуальную наркоманию в духе их Tekkon Kinkreet, Digital Juice, Survival, Noiseman Sound Insect и т.д. Тут оно всё есть: стрёмно-карикатурные люди-колобки и люди-головастики, ещё деформированные люди с красными носами алкоголиков, гротескные-деформированные морские жители, умильная лупоглазая Чао, плотная визуальная феерия фактурных бэкграундов и интерьеров эклектичного Шанхая будущего и т. д. и т. п. Увидели Ясухиро Аоки на посту режиссёра? Так оно и видно, что это вроде как его режиссёрский дебют в полном метре (до этого ставил эпизоды сериалов и короткий метр, как я понял). Чувствуется в его почерке какая-то, что ли, сырость замысла, некоторая неприметность центральных персонажей на фоне второплановых и недостаток чётко расставленных акцентов истории. Увидели Сёго Фурую на раскадровке? Ну так они тут реально мощные, хитро склеенные и детализированные, что их аж под финальные титры не постеснялись поставить - самая заметная сторона картины. А вникаешь в дядьку, и обнаруживаешь. что тот трудился и с Мамору Хосодой, и с Хаяо Миядзаки / Горо Миядзаки / Томоми Мотидзуки / Хиромасой Ёнэбаяси, и с Сатоси Коном, и с Мамору Осии, и с Ватанабэ Аюму. Опытный мастер. Увидели Такацугу Мурамацу на музыке? Так он в прошлом над саундтреками к Yoake Tsugeru Lu no Uta работал, а это ещё одна безумная история про русалку и сложный союз противоположностей. Плюс, там у него ещё Omoide no Marnie и Mary to Majo no Hana в послужном списке. Уже по этим именам и их достижениям можно прикинуть, чего ожидать от новинки. И вы вряд ли ошибётесь. Ибо картина как раз и берёт своей яркой визуальной составляющей с нестандартной стилизацией и экспрессивной живой анимацией высшего уровня, но проседает в сценарии и акцентах общей постановки. На MAL у фильма уже оценка менее 7 баллов. Собственно, оно и понятно, что фильм довольно скоро забудется и не войдёт в историю анимации как что-то знаковое. Что касается меня, то мне прям зашла сама Чао с её простотой и непосредственностью, я в очередной раз отрефлексировал вопросы диалектики полов и брака с его «стерпится-слюбится», да и визуал с анимацией я не заметить не мог. 8 из 10. Ещё похихикал с того, что и в медиа-индустрии ИРЛ существует своя Ямада Анна (сейю Чао, дебют), а не только вот эта из Boku no Kokoro no Yabai Yatsu: