Eruialath Posted April 23, 2008 Report Posted April 23, 2008 (edited) КОМОЛОВ: Комикс может раскрасить и сделать интересной любую историю, не только скучную. Так ли это? Об этом мы поговорим с настоящим специалистом - художником-комиксистом Хихусом. Поговорим о комиксах и фестивале комиксов «КомМиссия-2008», который открывается в пятницу. Хихус, правильно ли говорить художник-комиксист?ХИХУС: Если человек художник-комиксист, то можно говорить художник-комиксист. Вообще-то мы говорим автор, потому что для того, чтобы рисовать комиксы, нужна куча народа. Нужен режиссер в первую очередь со своим режиссерским видением. Нужен художник, который все это зарисует, нужен сценарист, который придумает сценарий. Если это все в одном человеке - браво, отлично, так и живем. Иногда это целая команда - большая.ШЕЛЕСТ: Как чаще случается? Команда работает или один человек? ХИХУС: В странах, где развитая и серьезная индустрия, это, разумеется, огромная команда - студия. У нас это, конечно, один или два человека. ШЕЛЕСТ: А лидерами остаются Америка и Япония? ХИХУС: Америка уже тысячу лет как не лидер. Лидером является Япония, потом Франция. Слово "комиксы" вообще не правомочно, потому что комиксы рисуют только в Америке. Их два вида: комиксы, которые пишутся через «s», и комиксы, которые пишутся через «x» на конце. Первые - это супермены, которые прыгают в трико. Есть великолепная плеяда авангардных комиксистов, которые пишут слово «комикс» через «х» в конце. Это народные истории, например, как я пошел в супермаркет и там подрался. Это комиксы, которые рисуют в Америке, и они не лидеры. У японцев 30 процентов печатной продукции - это манга, совсем не комиксы, потому что даже читатель разный. Фестиваль у нас уникальный, потому что мы единственные в мире, представляющие и комиксы, и манга, и BD. Лидеры - это BD, это Франция, Бельгия и так далее. Они из того, что мы считаем настоящим комиксом, они и есть лидеры, потому что у них гигантская индустрия. КОМОЛОВ: У них определенные герои или определенная тематика? Если тем более вы выделяете BD в отдельную категорию? ХИХУС: Более авторский. Если Америка уничтожила свой комикс тем, что выкупают все права на студию, забирают у художника все, и дальше начинается приглашение сценаристов, других художников, никому уже не интересен этот коммерческий проект, это никому не интересно читать... КОМОЛОВ: Фабричное производство? ХИХУС: Да, фабричное производство. В Европе это штучный товар. Художник рисует полгода или год альбом. Читатель ждет. Все отлично. Когда я был в Японии и эти вещи им говорил, они удивлялись, как можно рисовать альбом полгода: «У нас неделю рисуют альбом!». Это очень смешно. В Японии он черно-белый и толстенький и воспринимается как одноразовое чтение. После чтения выкидывается. А в Европе это 48 полос в твердой обложке. Его ждут, покупают и хранят. У нас в стране есть два серьезных коллекционера комиксов. Это Венедиктов и Эрнст. Они настоящие коллекционеры, которые ездят на все фестивали и скупают комиксы. КОМОЛОВ: А дорого это покупать? ХИХУС: Средняя цена типа 14 евро. А коллекционное издание может стоить сколько угодно. Цена иногда доходит до миллиона. ШЕЛЕСТ: На фестивале будет фензин-фабрика, где маленьким тиражом комиксы будут издаваться и печататься прямо здесь же и при тебе? ХИХУС: Прямо здесь же при тебе. Можно прийти, порисовать и тут же напечатать. У нас там есть такая маленькая ярмарка. Так во всем мире. На самом деле, пока издатели что-то думают, художники сами себя издают небольшими тиражами, по 10 экземпляров. Поэтому это особенно прикольно и очень круто! КОМОЛОВ: Кто-то станет известным, умрет, и тогда это будет очень дорого? ХИХУС: На самом деле кто-то очень неплохо продается, совершенно не умирающий. Например, в Японии самиздат - это совершенно отдельная культура. У них тиражи уже пошли по 10-15 тысяч. У них есть специальные типографии, которые занимаются только комиксным самиздатом - манга самиздатом. КОМОЛОВ: У нас в стране есть художники, которые на этом специализируются, у которых есть своя аудитория, как у писателей? ХИХУС: Да, у нас есть. Если вы сейчас посмотрите на всякие красивые книжки, которые я вам подарил, там есть альманах "ЛМР". "ЛМР" раньше называлось "Люди мертвой рыбы", но потом провели легкий маленький ребрендинг и теперь мы называемся "Лидеры мифической революции" и вообще как угодно (левый мизинец руки, лама мыла раму и так далее). На фестиваль мы привозим 8 стран. У нас открытый конкурс. КОМОЛОВ: То есть любой человек может принять участие в конкурсе? ХИХУС: Любой человек может нарисовать и представить на конкурс. Есть детская номинация, взрослая, профессионалы и любители. Участвуют все вместе, потому что иногда любители выдают покруче профессионалов. Комикс - это история. Надо рассказать историю, и мне все равно, как вы рисуете. Но если вы в голове режиссер и на бумаге можете снять кино - это комикс. Подробности беседы слушайте в аудиофайле.[url="http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=139835&cid=" target="_blank" rel="nofollow">http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=139835&cid=[/url] Edited April 23, 2008 by Eruialath (see edit history) Quote
Hisomu Posted April 23, 2008 Report Posted April 23, 2008 Смотрел по телеку на О2ТВ (жаль не целиком). Хихусу респект. Я согласен с его точкой зрения.Да, и прикольнул телефонный звонок от человека, говорившего, что комиксы - "отстой", читайте книжки. Quote
Eruialath Posted April 23, 2008 Author Report Posted April 23, 2008 Смотрел по телеку на О2ТВ (жаль не целиком). Хихусу респект. Я согласен с его точкой зрения.Да, и прикольнул телефонный звонок от человека, говорившего, что комиксы - "отстой", читайте книжки.Ну, я как раз не слышал. По стенограмме беседа плавно перетекает от авторского BD к японскому мусору в виде манги. На мой взгляд, весьма прискорбный стереотип. Т.е. я понимаю, что в японские мусорные корзины отправляется значительно больше манги чем, например, у нас. Но у них это треть всех печатных изданий. У нас книг выкидывают столько же. Не говоря уже о том, что эти "мусорные" издания за 400 иен по исполнению лучше, чем американские за десятку.Опять-таки, очень забавный переход. От "авторского" к "конвейеру". По моему, нигде больше в мире так с правами автора не носятся, как в Японии. мангака там собственноручно подписывает всё. И разрешение на экранизацию, и на лицензировани и одобряет дизайн... Причём не чисто формально. Может ведь и не разрешить. Были случаи. Из интервью следует другое, что прискорбно. Quote
Fast Posted April 23, 2008 Report Posted April 23, 2008 Лично знаком с Хихусом. Встречались на Boome комиксов в Питере. Я думаю что мнение человека занимающегося подобным творчеством нельзя воспринимать всерьез по отношению к японской манге. Все что я видел на этом фестивале это что то среднее между резкой абстракцией и детскими книжками с картинками. У них "СВОЕ" понятие о комиксах. Если комикс прост и понятен как Marvel или красив и интересен как манга - это все не то. Это не КРЕАТИВНО. А вот если нарисовано то что никто понять не может - тогда да, это в точку. В России никто мангу в мусор не выбрасывает! Quote
Ardeur Posted April 23, 2008 Report Posted April 23, 2008 Если я правильно представляю себе ситуацию и понимаю ее, то выбрасывается в Японии периодика(на что указывает "неделя" в частности). Неудивительно. Там ведь манга в журналах выходит в бол-ве случаев. Ну а какой японец будет хранить все купленные выпуски Шонен Джампа? Да вообще какой нормальный человек периодику хранит-то? Никто не хранит(разве что отдельные номера в виде исключения) - вот и выбрасывают, вот и "одноразовое чтиво". Но тут нужно понимать одну вещь - манга также выходит и в книгах(тонкобонах или как там они, в "томах" короче говоря). И вот тут понравился японцу там Блич. Журнал он выбросил и купил себе том, чтобы было. И вот том уже он не выбрасывает.А в РФ и Европе+США выпускают манга как раз только томами(поэтому никто ничего не выбрасывает), так привычнее, да и в Японии почему журналы-то? Спрос как известно и решает, и рожает. Вот родил кучу журналов. Хотя в манга-случае бывает по-разному есть ведь манги и без компиляции в тома(не удостоились), есть и те, которые выходят только в томах.Поэтому Хесус просто специфики не понимает. А касательно авторская работа-фабричность. То в Японии авторских работ крайне много, взять хотя бы кучу уан-шотов, вроде . Есть и додзинси(не об эро-вариантах речь). Вот тот же Еситоси Абе нарисовал немало подоных штук. Еще есть разное гуру, разные всякие традиционные "японские комиксы", не помню просто названий(например, те же известные уродцы мистера Аяси(кажется), по которой еще аниме фильм Мидори был сделан).Да и качество вещи первично. Многие BD хотя и "авторские", и делаются долго, просто не стоят подобного, так как ничем не лучше, если не хуже, "Наруто". Не знаю, сказал ли Хесус далее, но в той же Франции манга если и не заткнула за пояс BD, то, уверен, темпы ее(манги) развития много выше и скоро она станет популярнее. Вот в США рынок манги растет стабильно, уже который год. Манга, в общем, много качественнее других "комиксов"(рисованных историй). PSНадо рассказать историю, и мне все равно, как вы рисуетеПозабавило. Глупая позиция, на мой вкус, причем откровенно глупая. Рисовка не должна быть "однозначным гегемоном", но все комикс(рис. истории) - это и искусство рисования тоже, если нарисовано все убого и примитивно, то даже хорошая история будет выглядеть бедно и плохо. Quote
Eruialath Posted April 23, 2008 Author Report Posted April 23, 2008 В России никто мангу в мусор не выбрасывает!В России чтобы её выкинуть, её надо сначала найти...Если я правильно представляю себе ситуацию и понимаю ее, то выбрасывается в Японии периодика(на что указывает "неделя" в частности). Неудивительно. Там ведь манга в журналах выходит в бол-ве случаев.В прошлом году впервые в истории продажи танкабонов превысили продажу журналов, кстати. К слову сказать, отаку и журналы хранят. (А некоторые и томики выбрасывают. На этом кормится популяция японских бомжей, которые сдают томики в Book Off, где они находят нового хозяина.)Ну а какой японец будет хранить все купленные выпуски Шонен Джампа?У японцев место мало. Это многое объясняет. Мы, например, в Сибири нефтяные факелы жжём не потому, что для нас нефть мусор. Просто вот так вот вышло.Вот тот же Еситоси Абе нарисовал немало подоных штук.Да он почти только шоты с додзинсями и рисовал. Кроме Нии 7 ничего и не припомню в томах. Он основные деньги как дизайнер и концепт-художник зарабатывает.Да и качество вещи первично. Многие BD хотя и "авторские", и делаются долго, просто не стоят подобного, так как ничем не лучше, если не хуже, "Наруто".Да вообще разделение на штамповку и искусство по странам неоправдано. Сюжеты жанрово одни и те же, в принципе. Фантастика, фэнтези, жизнь. Но у японцев они длиннее (по причине формата, в частности) и намного серьёзнее раскрыты и проработаны. Конкуренция велика, и можно выехать на сюжете, а на одном рисунке - никогда. Так что все эти BD после манги кажутся сюжетно одноклеточными. На них надо как на картины смотреть, а не читать. Совсем другой жанр, темп и подход. При чём тут конвейер... Quote
Ardeur Posted April 23, 2008 Report Posted April 23, 2008 В прошлом году впервые в истории продажи танкабонов превысили продажу журналов, кстати. К слову сказать, отаку и журналы хранят. (А некоторые и томики выбрасывают. На этом кормится популяция японских бомжей, которые сдают томики в Book Off, где они находят нового хозяина.)Ну бывает, ясно, по-разному. Просто я вот уверен речь там(в интервью) шла о журналах. И то, что они выбрасываются - логично ведь. Даже если бы места было много)))Это ведь другой тип "компиляции". Одно дело томик манги, да там, оформленный с обложкой и тп. Другое дело номер журнала, с рекламой, с одной главой любимой манги и еще ну 2-3 главами интересных тайтлов и кучей "фигни".Да он почти только шоты с додзинсями и рисовал. Кроме Нии 7 ничего и не припомню в томах. Он основные деньги как дизайнер и концепт-художник зарабатывает.Это я знаю, он даже художник, додзи и те редки((Это я просто отметил что на "рынке" уан-шотов есть реально впечатляющие вещи в том числе и от очень известных людей))Да вообще разделение на штамповку и искусство по странам неоправдано. Сюжеты жанрово одни и те же, в принципе. Фантастика, фэнтези, жизнь. Но у японцев они длиннее (по причине формата, в частности) и намного серьёзнее раскрыты и проработаны. Конкуренция велика, и можно выехать на сюжете, а на одном рисунке - никогда. Так что все эти BD после манги кажутся сюжетно одноклеточными. На них надо как на картины смотреть, а не читать. Совсем другой жанр, темп и подход. При чём тут конвейер...Мне кажется тут огромную роль играет еще и разнообразие манги по категориям "для кого". Я вот сейчас читаю Нодаме Контабиле и просто море удовольствие, хотя дзесей(для девушек 18-22). И вот не могу представить себе такой комикс(или BD). В итоге манга просто получается "шире" во всем. Согласен, по сюжету. Но ведь даже если нужен концепт и хороший арт - это тоже в Японии найти можно. Пусть не всегда это будет называться именно "мангой")) Quote
Nogami Aoi Posted April 24, 2008 Report Posted April 24, 2008 И вот том уже он не выбрасывает.А зачем выбрасывать/сжигать? Продать же можно, из рук в руки. Америка уже тысячу лет как не лидер. Лидером является Япония, потом Франция. Слово "комиксы" вообще.......... и комиксы, и манга, и BD. Лидеры - это BD, это Франция, Бельгия и так далее. Они из того, что мы считаем настоящим комиксом, они и есть лидеры, потому что у них гигантская индустрия. Так Япония или Франция? Quote
Eruialath Posted April 24, 2008 Author Report Posted April 24, 2008 Просто я вот уверен речь там(в интервью) шла о журналах.Да непонятно ваще, о чём речь. Видимо, когда-то это было сказано, и так поразило сознание, что теперь живёт как мем. Тем не менее, надо отметить, что бумага у нынешней тиражной манги (да и всё остальное тоже) значительно лучше, чем лет десять назад, например. А вот французские альбомчики, боюсь, достигли потолка уже давно. И никто там ни супера, ни трафаретной лакировки, ни, прости Господи, брелка в коробочке к релизу не прилаживает.Это я просто отметил что на "рынке" уан-шотов есть реально впечатляющие вещи в том числе и от очень известных людей))Ну, это как раз тот артхаузный уровень, на котором у нас анимация и комикс находятся. Мультики на 5 минут и истории на 20 страниц. Поскольку большее мало возможно в силу чисто экономических причин, это самое то.Я вот сейчас читаю Нодаме Контабиле и просто море удовольствие, хотя дзесей(для девушек 18-22). И вот не могу представить себе такой комикс(или BD).В комиксах такого точно нет. Что-то робкое начало появляться уже после завоевания Америки сёдзё. А то, что можно охарактеризовать как "дзёсэй" - это в Штатах не дамский роман, а всякие социальные зарисовки.А зачем выбрасывать/сжигать? Продать же можно, из рук в руки.Если время на это есть, то можно и поменяться. Но вообще-то взрослый японец спит в среднем 4 часа в сутки. Ему проще выкинуть, а бомжи сделают остальное. тем более те же журналы стоят 300 иен, а места занимают, как каталоги IKEA...Так Япония или Франция?Там разный контекст. В первом случае - мировое господство, во втором - на Коммиссии конкретно. Quote
GodSlayer Posted May 5, 2008 Report Posted May 5, 2008 (edited) Фиг знает, сюда или нет... появилась новость о том что начинаются работы над фильмом по мотивам произведений Кира Булычёва. Про Алису естественно. ^_^ Но самое интересное - "сториборд", выполненый ввиде [url="http://www.kino-govno.com/production.php?id=alisa" target="_blank" rel="nofollow">ч\б комикса (стандартная практика, я знаю, но всё же). Если бы добавить больше комиксовой динамики в раскадровке, и текст в соотв-щем оформлении, и вот вам "русская комикса"... Edited May 5, 2008 by GodSlayer (see edit history) Quote
Nogami Aoi Posted May 6, 2008 Report Posted May 6, 2008 (edited) Олег Рясков, режиссёр «Александровского сада» и столь приглянувшегося Всеяредакции «Слуги государева», приступил к работе над своим новым проектом, о котором читатели КГ узнают первыми в сети во вселенной.Я конечно не эксперт в режиссуре, но на мой непросвещенный взгляд тот "СГ" был поставлен настолько убого, что интереса никакого к новому проекту я испытывать не могу, даже если бы очень и хотел. Ожидайте модные нынче "фишки" с облетом камерой сцены, внезапном замедлении вокруг спецэффекта и ускорении вокруг какого-нибудь резкого действия. Тьфу, противно было смотреть, в псевдоисторическом-то фильме. Edited May 6, 2008 by Daniel Lind (see edit history) Quote
Dmitry Markow Posted May 6, 2008 Report Posted May 6, 2008 (edited) Если бы добавить больше комиксовой динамики в раскадровке, и текст в соотв-щем оформлении, и вот вам "русская комикса"... Спасибо за совет. И что бы Ромка без вас делал? ;) [url="http://www.robinart.ru/comics/mexikanets/1" target="_blank" rel="nofollow">http://www.robinart.ru/comics/mexikanets/1 [url="http://www.robinart.ru/comics/transilvaniya/1" target="_blank" rel="nofollow">http://www.robinart.ru/comics/transilvaniya/1[/url] Edited May 6, 2008 by Dmitry Markow (see edit history) Quote
GodSlayer Posted May 6, 2008 Report Posted May 6, 2008 Спасибо за совет. И что бы Ромка без вас делал? ;)Пожалуйста. Я вообще помогать люблю. ;) ;) А если серьёзно, то было бы неплохо наверно из сториборда сделать комикс-адаптацию и выпустить под шумок, если фильма получится успешной, а не "азириснуновщина"... Quote
Eruialath Posted May 6, 2008 Author Report Posted May 6, 2008 А если серьёзно, то было бы неплохо наверно из сториборда сделать комикс-адаптацию и выпустить под шумок, если фильма получится успешной, а не "азириснуновщина"...Совсем недавно специально комикс под фильм "1612" нарисовали. По технике - офигительно (сюжет оценить не могу - не читал). Ну и что? И где он?[url="http://www.comicsnews.ru/forum/showthread.php?t=929" target="_blank" rel="nofollow">http://www.comicsnews.ru/forum/showthread.php?t=929[/url] Quote
Eruialath Posted May 6, 2008 Author Report Posted May 6, 2008 Эру, ты это у меня спрашиваешь? о__ОРазумеется, это риторический вопрос. Спрашивать об этом тех, кто принимал решение, явно бесполезно. У них общий вектор мышления сильно отличается от человеческого. Quote
GodSlayer Posted May 6, 2008 Report Posted May 6, 2008 (edited) Фух.. Не пугай больше так мою хрупкую психику такими страшными вопросами. Т__ТСпрашивать об этом тех, кто принимал решение, явно бесполезно. У них общий вектор мышления сильно отличается от человеческого.Вот и надо им вектор вправить в нужное русло. Можно даже тапками... чугунными... С другой стороны, их тоже можно понять, потому что даже мне сомнителен комерческий успех "1612" ввиде комикса... :rolleyes: А вот с Алисой вполне может прокатить. Edited May 6, 2008 by GodSlayer (see edit history) Quote
Eruialath Posted May 6, 2008 Author Report Posted May 6, 2008 С другой стороны, их тоже можно понять, потому что даже мне сомнителен комерческий успех "1612" ввиде комикса...Они уже оплатили недешёвую работу комиксиста. А весь тираж раздали на премьере. Если они боялись деньги потерять, то они ими слишком уж швыряли... Да и попробовать хотя бы могли. А тут всё бездарнейше профукали. Момент упущен и уже нельзя проверить, дало бы это прибыль, было бы это прорыв (хотя бы локальный) или нет... У нас бизнесмены не просто осторожны, они до ужаса косны. Они не против торговать порнухой, но они не готовы уважать людей, которых обслуживают. Даже когда что-то озорное и новаторское им в голову (изнутри или извне) придёт, они этим распорядятся так, что луше бы и не приходило. Вон, второй том "Ники" богдановской издали. Сколько лет-то прошло?.. Совок, совок дремучий... Quote
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.