Перейти к содержанию
АнимеФорум

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано
Аниме уже прочно въелось в мои мозги. Я натурально подделываюсь под некого яйного типчега, сыплю названиями, самый дорогой для меня на свете человек - Асакура Нему из Da Capo (которого я, к слову, не смотрел). Ещё тут многие знают, что я по роду своей деятельности историк. Так теперь представьте, как выглядят мои статьи. К примеру, перечилсяю я знаменитых учёных. Ну, поехали. Джеймс Уатт, Уильям Мэрдок, Ричард Тривитик, Чарльз Бэббидж (это который придумал механическое счётное устройство, теоретически не уступающее современному компу), Альберт Нобель, Томас Эдисон, Никола Тесла, Фридрих фон Сименс, Роберт Бош, Рудольф Дизель, Пьер Кюри... Ллойд Стим. Далее. Приходится писать статьи по кино. Где мы видим знаменитый английский спорткар Jaguar E-type? "Как украсть миллион", "Ограбление по-итальянски", "Ночи Кабирии", "Жандарм из Сен-Тропе", "Остин Пауэрс"... "Агент Наджика". Я подозреваю, что именно по этой причине меня мягко "ушли" с первой работы и фактически забили на меня на второй. Сейчас пра на горизонте маячит третья, но если и там будет тоже, то рано или поздно придётся думать о четвёртой... У меня реальность накрепко переплетена с аниме. Пра, эт не только к аниме относится - для меня и Чёрный Корсар, и капитан Немо с инженером Робуром, и голова профессора Доуэля - совершенно реальные персонажи. Я даже могу доказать их существование - вот придите ко мне домой, а у мня в секретере - и трубка Шерлока Холмса, и нож Ихтиандера... И очки с профессорской головы =) Даже лапутянский амулет, но уже утративший свою силу.
  • 12 лет спустя...
Опубликовано

Черкну пару строк, пока Лэйн не видит.

 

Эскапизм эскапизму рознь. Каждый из них заменяет что-то, чего нет в реальности, но не всегда одно и то же.

Например, компьютерные игры во многом отличаются тем, что они дают, кроме прочего, иллюзию достижений - именно поэтому онлайновые и соревновательные игры так популярны. Фильмы - это такое кратковременное путешествие, наполненное впечатлениями, краткая туристическая вылазка. Книги - вылазка гораздо более длинная. До книг был театр, любование природой - эскапизм имеет богатую историю. На мой взгляд, аниме отличается тем, что оно больше остальных видов эскапизма ставит на персонажей. 

 

Все эти топы любимых персонажей, типажи - в первую очередь анимешная штука. Целая индустрия производства фигурок, дакимакуры, косплей - определённо нельзя сказать, что этого нет в играх или телесериалах, но в аниме это поставлено на широкую ногу. Причём не какой-нибудь лего с X-Wing, сувениры и расширяющие Вселенную комиксы - именно фигурки и фигуры. Именно аниме завлекает во многом персонажами. Да, актёрская игра ценится в кино, как и в аниме мастерство сейю. Но только в некоторых сериалах и в аниме такой акцент идёт на сами образы, а не талант игры. Именно на образы западают в первую очередь отаку. Почему? Рискну предположить, что всё дело в эмпатии. 

 

Условный человек, у которого нет настоящих друзей или есть проблемы в личной жизни/семье, да многие, хотя не все в этом признаются, периодически чувствует одиночество или отсутствие взаимопонимания. Даже если его бесят люди вокруг, это ничего не меняет. Человек - существо социальное, у него есть потребность в общении. Иногда увлечение чем-то введёт к новым знакомствам, но в наше время доступности всего через Интернет - далеко не всегда реальным. Психологи говорят, что ерундовое общение о пустяках имеет гораздо большее значение, чем кажется - это обмен эмоциями, поведенческими моделями - тем, за что отвечают в т.ч. зеркальные нейроны. Даже если никакого прагматического эффекта или интересного содержания это не имеет (и поэтому для типичного социофоба кажется дурацким, не стоящим внимания), оно удовлетворяет потребность в общении. Но о чём я говорю, так это то, что такое "общение" может быть односторонним.

 

Наверно, у многих, чаще всего через родителей, были знакомые, которые с восторгом обсуждали поведение каких-нибудь звёзд мыльных опер, чаще всего ставя себя на их место. Даже если бы они не обсуждали это, они всё равно сопереживали бы персонажам и это своего рода односторонний диалог при просмотре. Именно он, чем больше серость повседневной жизни, тем сильнее, ведёт к выбросу гормонов, напряжению и реакциям, будто мы сами что-то пережили, будто мы не одиноки в этот момент. Это и есть то, что в данной теме называется "терапевтическим эффектом". Проблема только в том, что персонажи, которым мы сопереживаем - не реальные люди. Они ведут себя иначе, они не оценят ваше сопереживание в сколько-нибудь реальной форме. Работа нейронов и гормонов предполагает отдачу, стимуляцию взаимодействия, усвоение эмоций и поведения в качестве эмпирического опыта. Да, аниме может снять депрессию, подавленность, за счёт усиления эмпатии. У человека, отрезанного от общения, будь он социофоб или просто одиночка, эмпатические реакции притупляются, конечно, он обычно не становится социопатом в полном смысле, но, как правило, черствеет, так как навыки общения вдруг оказываются непринципиальными для выживания. Приятного в этом мало (>>Человек - существо социальное, а титаны одиночества, по Шопегауэру - редкость). Аниме способно пробудить чувства, будто диалог состоялся. Но это монолог.

 

Если сюжетами можно разогнать скуку, то влюбившись в персонажей, можно заменять общением с ними реальное. Можно и не видеть в аниме ничего такого - тогда оно становится на уровень с прочей мультипликацией и фильмами, как красивое искусство, как сборник историй. Но отаку часто не ставят их в один ряд, для анимешного хикки это нечто большее. Гиперактивные реакции и шаблонные форматы анимешного поведения воспринимаются мозгом, но они или отделяются от иного мира, и не несут ничего реально помогающего, кроме подавления негативного, если хватает такого суррогата, или заменяют реальный опыт и тогда только больше обостряют асоциальность - то есть неприспособленность к общению с реальными людьми. Подавление негативного может спасти человека от суицида, а может затормозить мотивацию что-то менять. Если аниме постепенно перестало быть нужным, думаю, вы чем-то заменили его эффект. Если это не вовлеченность в РЛ (что, наверно, бывает чаще всего) и не чёрствость, принятие одиночества, то это сравнение типажей аниме с другими произведениями, кино, сериалами, подрывающее его основы. Но если такой замены нет, то эффект будет.

 

Условный хикки, допустим, мог бы быть вынужден выползти, чтобы не помереть от голода. Но получив какую-то работу или учёбу, он не получил полноценную жизнь. Не говоря уже о том, что если бы он был реальным клиентом психиатра, то он мог бы и помереть от голода, не пересилив себя. Но пусть это обычный хикки. ОК, он начал приносить какой-то экономический вклад в общество. Да пусть хоть мангу рисует, как Тацухико Такимото. Что дальше - друзья, семья, дети, отпуска на море, пенсия? А вот ничерта. В реальности в такой ситуации можно быть не менее несчастным снаружи, чем внутри. Потому что сколько бы он аниме ни посмотрел, он не умеет общаться с людьми, знакомиться, не интересуется тем, чем интересуется большинство. И эти стимулы, нехватка социального, не настолько ультимативны, как голод, их можно до конца жизни удовлетворять эскапизмом, вместо жалких, часто болезненных и бесполезных попыток переломать себя. Поэтому я, конечно, не буду упрекать тех, 

которые действительно впитывают те реальности и живут ими и возвращатся обратно ой как больно им и они того не хотят

И, конечно, мечтания Рэндольфа Картера, который в "Серебряном ключе" прошёлся по всем ступенькам, на которые может наступить разочарованный идеалист, отнюдь не плохи и не так уж бессмысленны, чтобы от них отказываться...

Но они конечны.

 

 

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация