G.K. Posted December 23, 2010 Report Share Posted December 23, 2010 Я всегда говорю о том, что глагольные рифмы - ф печь и сжечь афтораВообще, это абсолютно надуманное утверждение) Я когда-то очень давно читал статью об отношении к "плохим рифмам", где приводился пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставил, И лучше выдумать не мог.Его пример - другим наука,Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!Какое низкое коварствоПолуживого забавлять,Ему подушки поправлять,Печально подносить лекарство,Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя! Так что, в качестве стихотворения главное - качество стихотворения, а не хитровывернутость рифмы.Главное - то, хочется ли это стихотворение потом перечитывать, заучивать наизусть и цитировать направо и налево, крутятся ли потом его строчки в голове. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
asc Posted December 24, 2010 Report Share Posted December 24, 2010 Главное - то, хочется ли это стихотворение потом перечитывать, заучивать наизусть и цитировать направо и налево, крутятся ли потом его строчки в голове.Что-то не пойму, как констатация вышеуказанного следствия противоречит зависимости его от способствующих его же становлению причин, одной из которых могут являться рифмы. Всё равно, что говорить, мол, полезны не витамины, а полезно молоко.У Пушкина, да, бывали и весьма посредственные по современным меркам рифмы, ничего крамольного в признании этого факта нет. И оправданием это никому служить не должно. Хотелось бы, по крайней мере, чтобы не служило. Вообще, если есть желание в очередной раз возобновить данную дискуссию, предлагаю создать целевой топик. Как вариант, я могу перенести посты в отдельную тему, начиная с предыдущего. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
G.K. Posted December 24, 2010 Author Report Share Posted December 24, 2010 (edited) У Пушкина, да, бывали и весьма посредственные по современным меркам рифмы, ничего крамольного в признании этого факта нет. И оправданием это никому служить не должно. Хотелось бы, по крайней мере, чтобы не служило.Я к тому, что многие поэты, писатели, композиторы и т.д. шарахаются от творческих приёмов, которые кем-то обозначены как "плохие". В то время, как даже при их наличии произведение может быть хорошим. А в потугах избежать "шаблонов" в итоге часто приходят к натянутому авангарду. В 20-м веке эта тенденция заметна почти во всех видах творчества.Если в стихотворении портят впечатление глагольные рифмы, это значит, что не рифмы плохие, а стихотворение слабое, если данный факт бросается в глаза. Не бывает "посредственных красок" или "посредственных цветов", бывают посредственные картины, о которых в итоге можно сказать, что вот этот цвет тут выглядит аляповато. С рифмами аналогично. Вообще, если есть желание в очередной раз возобновить данную дискуссию, предлагаю создать целевой топик. Как вариант, я могу перенести посты в отдельную тему, начиная с предыдущего.Можно. Я за. Edited December 24, 2010 by G.K. (see edit history) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
asc Posted December 24, 2010 Report Share Posted December 24, 2010 Отделил. Название, описание и первый пост - тебе на откуп.G.K., рифмы - это не краски, скорее, их контраст на холсте, оттенки, некая конгруэнтность. Полноценная часть композиции. Краски - это, скорее, звуки.Лично для себя я когда-то принял определение, мол, посредственные рифмы - это те, которые я угадываю, т.е. могу сказать, что будет во второй строчке, прочитав лишь первую. Как в детективе: он может быть написан неплохим языком, иметь любопытных героев, извилистый сюжет, но... зачем всё это нужно, если после двух-трёх глав интрига исчезает. Исчезает, собственно, опора.Из современной серьёзной поэзии я не стану без крайней необходимости читать авторов, не умеющих работать с рифмой, ограниченных стандартами. Потому что это жутко. После Бродского, Маяковского и других Поэтов рифмовать на "тебя-себя", "пришёл-ушёл", "ночь-дочь", "палка-галка" и т.д.Поясню, я не ратую за полное убийство отглагольщины и/или иных шаблонных рифм, навязших в зубах. Это никому не нужно. И уж точно не стоит начинать знакомство с произведением с поиска условно слабых мест, в т.ч. в лице простоватых рифм. Нередко они к месту и очень даже. Но умение их использовать - тоже не шутка. Не каждому это дано. И когда эти простые рифмы перемежаются с изящными, очаровательными, свежими, они, как правило, создают дополнительный контраст и необходимый настрой читателю. А вот когда простые рифмы переплетаются очень простыми, посредственными, отглагольщиной и вообще рифм отсутствием - это неприятно. Как по мне.Если в стихотворении портят впечатление глагольные рифмы, это значит, что не рифмы плохие, а стихотворение слабое, если данный факт бросается в глаза.Стихотворение слабое, да. А что слабого в стихотворении? Всё? А вот и нет. Делаем детальный разбор. Получается - только рифмы. Или - в том числе рифмы. Вполне реальная картина, когда стихотворение хорошее, образа чудесные, тема оригинальная, цепляющая т.с., но рифмы ужасные. Большинство. Увы. Сам себе и возражу, напомнив про верлибры. И тут же отвечу - совершенно верно, не умеешь работать с рифмой, не работай с ней. Не умеешь писать тушью - пиши акварелью. Ничего страшного в этом нет. Есть и стихотворения в прозе и просто проза. Простор да раздолье.в потугах избежать "шаблонов" в итоге часто приходят к натянутому авангардуИ пускай приходят. Что ж в этом плохого, если человек отказывается от копирования чужих идей? Пусть двигаются вперёд, совершенствуются. Хоть как-то. Если есть возможность. А нет - так, может, и не надо? К слову, безусловно на рифмах свет клином не сошёлся. Это один из аспектов стихотворчества. Лишь один. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
G.K. Posted December 25, 2010 Author Report Share Posted December 25, 2010 Поясню, я не ратую за полное убийство отглагольщины и/или иных шаблонных рифм, навязших в зубах. Это никому не нужно. И уж точно не стоит начинать знакомство с произведением с поиска условно слабых мест, в т.ч. в лице простоватых рифм. Нередко они к месту и очень даже. Но умение их использовать - тоже не шутка. Не каждому это дано. И когда эти простые рифмы перемежаются с изящными, очаровательными, свежими, они, как правило, создают дополнительный контраст и необходимый настрой читателю.Вот на этом, я думаю, можно прийти к консенсусу) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
asc Posted December 25, 2010 Report Share Posted December 25, 2010 G.K., хорошо. Ещё смежный вопрос, который тоже часто обсуждается где-то оффтопом - нужно ли учиться поэзии? Т.е. знать, чем дактиль отличается от ямбохорея, а мужская рифма от женской. Или настоящему художнику оно не обязательно (и даже в некоторых случаях губительно), как по-твоему? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Хельгарт Posted December 25, 2010 Report Share Posted December 25, 2010 Как показала практика, любому делу нужно хоть чуть-чуть учится. Даже если знаешь "чем дактиль отличается от ямбохорея". -_- Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
G.K. Posted December 25, 2010 Author Report Share Posted December 25, 2010 (edited) G.K., хорошо. Ещё смежный вопрос, который тоже часто обсуждается где-то оффтопом - нужно ли учиться поэзии? Т.е. знать, чем дактиль отличается от ямбохорея, а мужская рифма от женской. Или настоящему художнику оно не обязательно (и даже в некоторых случаях губительно), как по-твоему?По-моему, "учиться поэзии" не нужно (и по сути невозможно). Но нужно "учиться языку". Т.е., знать в совершенстве язык, на котором пишешь. Тогда и словарный запас будет больше, и писаться будет легче, и косноязычия в стихах не будет.Для этого надо много читать - причём, прозы. Хорошей, качественной прозы. Edited December 25, 2010 by G.K. (see edit history) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Komthur Posted December 25, 2010 Report Share Posted December 25, 2010 По-моему, "учиться поэзии" не нужно. Но нужно "учиться языку" Т.е. консерватории ни к чему, если закончить музыкальную школу с отличием, и много слушать дисков? :) И попробуйте только ответить "Но это же музыка!" :) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
G.K. Posted December 25, 2010 Author Report Share Posted December 25, 2010 (edited) Т.е. консерватории ни к чему, если закончить музыкальную школу с отличием, и много слушать дисков? И попробуйте только ответить "Но это же музыка!" Сказать честно? Именно поэтому я не поступал на композиторский факультет, т.к. невозможно научить сочинять хорошую музыку. А у кого есть способности - тот и без композиторского факультета будет хорошо писать.Подумайте, сколько выпускников физтеха стали хорошими инженерами. А потом подумайте, сколько выпускников композиторского факультета стали хорошими композиторами. И сравните. А исполнительские специальности - это совсем другое. Там учат не только искусству, но и банальному ремеслу, без которого исполнительского искусства быть не может. Edited December 25, 2010 by G.K. (see edit history) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
asc Posted December 26, 2010 Report Share Posted December 26, 2010 По-моему, "учиться поэзии" не нужно (и по сути невозможно). Но нужно "учиться языку". Т.е., знать в совершенстве язык, на котором пишешь. Тогда и словарный запас будет больше, и писаться будет легче, и косноязычия в стихах не будет.Для этого надо много читать - причём, прозы. Хорошей, качественной прозы.Очень приятно. Значит, у нас и тут спора не получится. Разве что, прозу я бы возводить в приоритет не стал. По охвату языка поэзия ей ничуть не уступает, скорее наоборот, потому что именно поэты используют словарь на полную катушку, а ещё любят придумывать собственные слова или возрождать устаревшие; совмещают, так сказать, приятное с полезным. Им это просто необходимо, поскольку поэзия имеет дополнительные ограничения по форме.Преимущество прозы в том, что её легче читать запоем. Зато из поэзии больше усваивается. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Komthur Posted December 27, 2010 Report Share Posted December 27, 2010 Зато из поэзии больше усваивается. Как страшно звучит! Особенно как представишь себе неусвоившуюся поэзию :) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
asc Posted December 28, 2010 Report Share Posted December 28, 2010 Как страшно звучит! Особенно как представишь себе неусвоившуюся поэзиюЭто уже что-то постороннее. Не понимаю, о чём ты, и как это связано с моими словами.Я говорил про дополнительные ассоциативные связи, к примеру. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Komthur Posted December 28, 2010 Report Share Posted December 28, 2010 (edited) asc, Это понятно. Я просто их, "дополнительные ассоциативные связи", применил к твоим словам, только и всего. Меня позабавило словосочетание "усваиваемость поэзии". Короче, пошутил я)) Edited December 28, 2010 by Triela (see edit history) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Юьн Posted December 28, 2010 Report Share Posted December 28, 2010 Учиться поэзии, учиться музыке и проч. - понятия относительные. Я соглашусь, что научиться гениально сочинять нельзя. Правила - лишь огранка для гениального творения, но необходимость для посредственности. Это мое личное мнение. Что признавать гениальным, что посредственным - вопрос десятый.Касательно глагольных рифм... коли уж моя цитата здесь: я бы билась лбом об стол и доказывала всем, что глагольщина - моветон, живи я в 17 веке. Год назад или меньше, под впечатлением университетских посиделок с преподавателем по стиховеду, я тут шашкой размахивала и гнала всех сочинять КРАСИВО) Простите, люди добрые, максимализм (детский, думаю) - один из моих талантов. Сочинительство может стать пластмассовым конструктором, если относиться к нему как я...) Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.