Если кому интересно, то вот биография, найденная на просторах интернета:
Спойлер
Джонатан Кэрролл родился 26 января 1949 года в Нью-Йорке. Его отец писал сценарии для кинофильмов ([The Hustler] (1961), [A Big Hand for the Little Lady] (1966)), а мать работала актрисой на Бродвее и снималась в фильмах [An Angel Comes to Brooklyn] (1945), [New Faces] (1954).
Идея первого рассказа пришла Кэрроллу в голову еще когда он учился в школе. «Это было про старую женщину, жившую в Нью-Йорке, очень одинокую и про то как она решила завести собаку, — вспоминал позже писатель. — И в конце истории она убивает собаку, просто потому что собака сделала что-то расстроившее ее».
После окончания школы Кэрролл поступил в Rutgers University и 19 июня 1971 года женился на актрисе Beverly Schreiner. В дальнейшем он продолжил обучение в Университете Вирджинии и преподавал английский язык в академии городка Хикори (Hickory) в Северной Королине, а потом в одной из школ Сент-Луиса.
В октябре 1973 года в Cimarron Review появилось эссе [Reading My Father's Story] в котором Кэррол рассказывал о работе своего отца, а еще через три года, в мае 1976 увидел свет рассказ [The Party at Brenda's House]. Его действие происходит в городке Доббс Ферри, где писатель жил в 1968 году. Эта пятистраничная история наглядно продемонстрировала особенности прозы Кэррола, в которой слиливаются воедино автобиография и вымысел, мейнстрим и фантазия.
Первый роман Джонатана Кэрролла — «Страна смеха» [The Land of Laughs] был издан в 1980 году и, как позже писал Майкл Суэнвик: «был встречен любителями фэнтези с энтузиазмом, но и мэйнстрим принял его как родного». Главный герой романа — школьный учитель, исследует факты биографии любимого писателя и неожиданно для себя открывает, что писатель этот был кем-то большим, чем просто выдумщиком детских историй... «Страна смеха» и по сей день остается одним из самых популярных произведений писателя, получив, спустя девять лет после первого издания Apollo Award'89.
Следующий роман писателя — «Голос нашей тени» [Voice of Our Shadow], изданный в 1983 году, хотя его главным героем также был писатель, существенно отличался от предыдущего, прежде всего гораздо более мрачной атмосферой и многочисленными приемами типичными для жанра ужасов. Роман был признан не менее удачным, чем первый и критики поспешили занести Кэрролла в ряд писателей специализирующихся на романах ужасов.
Сам писатель, однако, имел на этот счет другие планы: «Мой издатель из Англии предложил мне кучу денег за большой роман-хоррор. Единственное требование — он должен был быть длинным и пугающим. Написание романа в 300 страниц занимает у меня почти год. Они хотели 600 страниц и это отняло бы у меня по меньшей мере два года. Глазные яблоки на полу и кровь на стенах в течении двух лет в моей голове — это слишком, так что я сказал «нет»».
После нескольких рассказов Кэрролл выпустил свой третий роман — «Кости Луны» [bones of the Moon]. Его также упоминает в своем эссе «В традиции», посвященном книгам жанра «hard fantasy» Майкл Суэнвик: «Кэррола отличает не только внимание к чувственным деталям. Фантастический мир Рондуа, куда его героиня Каллен Джеймс попадает в сериале продолжающихся снов, ярок, как иллюстрации из классических детских книг. И даже второстепенные детали этих сновидений пробуждают глубинную память... В своих снах Каллен, вместе с сынишкой Пепси — от которого в «реальном» мире она избавилась, сделав аборт, — с волчицей Фелиной, верблюдом Марцио и Мистером Трейси, собакой в широкополой фетровой шляпе, отправляется в поход на поиски пяти Лунных костей. В своей жизни наяву она страдает, любит, выходит замуж, снова страдает, находит новых друзей — и сталкивается с последним ужасом там где пересекаются реальность и сны».
Следующий роман [sleeping in Flame] (1988) косвенно связан с предыдущим и даже носит подзаголовок второй книги цикла «Трилогия Рондуа» [The Rondua Trilogy]. Его издание, вкупе с успехом рассказа [Friend's Best Man], получившего World Fantasy Award, позволил критикам на этот раз занести Джонатана Кэрролла, ранее все же более известного, как мастера пишущего на стыке мэнстрима и ужасов, в ряды писателей фэнтези. А окончательно закрепила за Кэрролом репутацию «твердого фэнтезийщика» (автор старательно отвергает и этот титул) книга «Дитя в небе» [A Child Across the Sky], вышедшая в 1989 году и, казалось бы, завершившая трилогию о Рондуа, но два года спутя последовала книга «За стенами собачьего музея» [Outside the Dog Museum], получившая British Fantasy Award, а затем [After Silence] (1992), прохладно встреченный в Америке и гораздо более приветливо в Европе; [From the Teeth of Angels] (1994) — выросший из переработанного рассказа [The Moose Church], опубликованного двумя годами ранее в антологии ужасов... И еще — повесть [black Cocktail] (1990). Так с годами трилогия переросла в целую вселенную где герои одних книг неожиданно появляются в других, совершенно непохожих на предыдущие.
Второй цикл романов Джонатан Кэрролл начал книгой «Поцеловать осиное гнездо» [Kissing the Beehive] (1997). Герой этого романа, переживающий творческий кризис писатель, возвращается в поисках вдохновения в родной городок — Крейнс-Вью, чтобы написать документальную книгу об убийстве девушки, труп которой он вместе со школьным приятелем обнаружил в реке много лет назад. Несмотря на разбросанные по тексту элементы мистики книга относится к жанру классического детектива, а в «полный рост» мистика появляется в последующих двух романах о Крейнс-Вью: наиболее близкой в творчестве Кэррола к жанру «вампирского романа» книге «Свадьба палочек» [The Marriage of Sticks], которая была удостоена престижной хоррор-премии Bram Stoker Award и [The Wooden Sea], где благодарных читателей ожидает никак не желающая оставаться под землей мертвая собака, встреча с инопланетянами и выяснение способа разбудить Бога.
Кэрролл успешно продолжает работать в жанрах фэнтези, хоррора, мэнстрима и научной фантастики, периодически публикуя свои произведения в журналах «Omni», «Wierd Tales» и других. Авторский сборник рассказов писателя [The Panic Hand], был удостоен Bram Stoker Award и номинировался на World Fantasy Award'96.
Решение Кэрролла стать простым учителем английского языка привело его сначала в Тегеран, затем в Бейрут, а потом — в Американскую Интернациональную Школу в искренне любимой писателем Вене (Австрия), где он продолжает работать и по сей день.
Основные произведения:
1) Рондуа / The Rondua
- Кости Луны / Bones of the Moon (1987)
- Сон в пламени / Sleeping in Flame (1988)
- Дитя в небе / A Child Across the Sky (1989)
- За стенами собачьего музея / Outside the Dog Museum (1991)
- По ту сторону безмолвия / After Silence (1992)
- From the Teeth of Angels (1993)
- Black Cocktail (1990)
2) Крейнс-Вью / The Crane's View Trilogy
- Поцеловать осиное гнездо / Kissing the Beehive (1997)
- Свадьба палочек / The Marriage of Sticks (2000)
- Деревянное море / The Wooden Sea (2001)
3) Винсент Этрих / Vincent Ettrich
- The Great Wall of China (1999)
- Белые яблоки / White Apples (2002)
- Glass Soup (2005)
- Страна смеха / The Land of Laughs (1980)
+ рассказы, не выпускавшиеся в нашей стране.
Итак, что же меня привлекло в этом писателе. В первую очередь, стилем. Читая Кэрролла, создается впечатление, что старый друг рассказывает тебе очередную историю. Необыкновенную правдивость историям придает и его любовь к деталям. Часто в цельное полотно повествования вклиниваются маленькие истории из жизни главного героя (где-то я читал, что в книгах Кэрролла много автобиографичного, возможно, именно эти маленькие отступления?), этот прием, конечно, не оригинален, но мне очень нравится. Резкие повороты сюжета – их не много, и они всегда к месту, но тем не менее застают тебя врасплох. Мистическая часть сюжета не обрушивается на читателя, а вплетается в повествование постепенно, начиная с намеков и недомолвок и заканчивая, как правило, довольно неоднозначным концом. О таких естественных вещах, как богатство языка, непременное наличие тонкого юмора, проработанные персонажи, даже говорить не стоит. ^_^
Само собой, все вышеперечисленное относится и к Стране Смеха. Основная тема книги – творчество. Эта тема иногда встречается и в других романах Кэрролла, в первую очередь в «Поцеловать осиное гнездо», но наиболее полно раскрыта именно здесь. Довольно интересный взгляд: слово материально и может создавать целые миры. Творец ответственен за то, что создает. Вернее, идея не нова, но вот то, как все это подано…
Также мне понравились параллели, проведенные в книге, в первую очередь это касается кукол. Саксони и Анна коллекционируют кукол, Томас Эбби – маски. Со временем Томас становится марионеткой в руках Анны. А сами люди, населяющие Гален – разве не марионетки? Ну и концовка «Страны Смеха» довольно неожиданна (я говорю об эпилоге), но это характерно почти для всех его романов. J
Так уж повелось, что Джонатан Кэрролл не популярен в России. Хотя, когда 2 года назад я искал в интернете его книги, поисковик выдавал лишь онлайн-магазины. Сейчас можно скачать почти все выпущенные на русском романы (но нет Костей Луны ^_^ ), появились несколько рецензий, да и отзывы в основном положительные, хотя и немногочисленные. Тем не менее, он – автор на любителя. Помню, давал почитать двум знакомым девушкам – обоим не понравилось. Но попробовать почитать стоит – а вдруг?…
Погоня за страхом быть не убитым входит в привычку за долгостью лет.
Джонатан Кэрролл (1949 - ...)
Если кому интересно, то вот биография, найденная на просторах интернета:
Идея первого рассказа пришла Кэрроллу в голову еще когда он учился в школе. «Это было про старую женщину, жившую в Нью-Йорке, очень одинокую и про то как она решила завести собаку, — вспоминал позже писатель. — И в конце истории она убивает собаку, просто потому что собака сделала что-то расстроившее ее».
После окончания школы Кэрролл поступил в Rutgers University и 19 июня 1971 года женился на актрисе Beverly Schreiner. В дальнейшем он продолжил обучение в Университете Вирджинии и преподавал английский язык в академии городка Хикори (Hickory) в Северной Королине, а потом в одной из школ Сент-Луиса.
В октябре 1973 года в Cimarron Review появилось эссе [Reading My Father's Story] в котором Кэррол рассказывал о работе своего отца, а еще через три года, в мае 1976 увидел свет рассказ [The Party at Brenda's House]. Его действие происходит в городке Доббс Ферри, где писатель жил в 1968 году. Эта пятистраничная история наглядно продемонстрировала особенности прозы Кэррола, в которой слиливаются воедино автобиография и вымысел, мейнстрим и фантазия.
Первый роман Джонатана Кэрролла — «Страна смеха» [The Land of Laughs] был издан в 1980 году и, как позже писал Майкл Суэнвик: «был встречен любителями фэнтези с энтузиазмом, но и мэйнстрим принял его как родного». Главный герой романа — школьный учитель, исследует факты биографии любимого писателя и неожиданно для себя открывает, что писатель этот был кем-то большим, чем просто выдумщиком детских историй... «Страна смеха» и по сей день остается одним из самых популярных произведений писателя, получив, спустя девять лет после первого издания Apollo Award'89.
Следующий роман писателя — «Голос нашей тени» [Voice of Our Shadow], изданный в 1983 году, хотя его главным героем также был писатель, существенно отличался от предыдущего, прежде всего гораздо более мрачной атмосферой и многочисленными приемами типичными для жанра ужасов. Роман был признан не менее удачным, чем первый и критики поспешили занести Кэрролла в ряд писателей специализирующихся на романах ужасов.
Сам писатель, однако, имел на этот счет другие планы: «Мой издатель из Англии предложил мне кучу денег за большой роман-хоррор. Единственное требование — он должен был быть длинным и пугающим. Написание романа в 300 страниц занимает у меня почти год. Они хотели 600 страниц и это отняло бы у меня по меньшей мере два года. Глазные яблоки на полу и кровь на стенах в течении двух лет в моей голове — это слишком, так что я сказал «нет»».
После нескольких рассказов Кэрролл выпустил свой третий роман — «Кости Луны» [bones of the Moon]. Его также упоминает в своем эссе «В традиции», посвященном книгам жанра «hard fantasy» Майкл Суэнвик: «Кэррола отличает не только внимание к чувственным деталям. Фантастический мир Рондуа, куда его героиня Каллен Джеймс попадает в сериале продолжающихся снов, ярок, как иллюстрации из классических детских книг. И даже второстепенные детали этих сновидений пробуждают глубинную память... В своих снах Каллен, вместе с сынишкой Пепси — от которого в «реальном» мире она избавилась, сделав аборт, — с волчицей Фелиной, верблюдом Марцио и Мистером Трейси, собакой в широкополой фетровой шляпе, отправляется в поход на поиски пяти Лунных костей. В своей жизни наяву она страдает, любит, выходит замуж, снова страдает, находит новых друзей — и сталкивается с последним ужасом там где пересекаются реальность и сны».
Следующий роман [sleeping in Flame] (1988) косвенно связан с предыдущим и даже носит подзаголовок второй книги цикла «Трилогия Рондуа» [The Rondua Trilogy]. Его издание, вкупе с успехом рассказа [Friend's Best Man], получившего World Fantasy Award, позволил критикам на этот раз занести Джонатана Кэрролла, ранее все же более известного, как мастера пишущего на стыке мэнстрима и ужасов, в ряды писателей фэнтези. А окончательно закрепила за Кэрролом репутацию «твердого фэнтезийщика» (автор старательно отвергает и этот титул) книга «Дитя в небе» [A Child Across the Sky], вышедшая в 1989 году и, казалось бы, завершившая трилогию о Рондуа, но два года спутя последовала книга «За стенами собачьего музея» [Outside the Dog Museum], получившая British Fantasy Award, а затем [After Silence] (1992), прохладно встреченный в Америке и гораздо более приветливо в Европе; [From the Teeth of Angels] (1994) — выросший из переработанного рассказа [The Moose Church], опубликованного двумя годами ранее в антологии ужасов... И еще — повесть [black Cocktail] (1990). Так с годами трилогия переросла в целую вселенную где герои одних книг неожиданно появляются в других, совершенно непохожих на предыдущие.
Второй цикл романов Джонатан Кэрролл начал книгой «Поцеловать осиное гнездо» [Kissing the Beehive] (1997). Герой этого романа, переживающий творческий кризис писатель, возвращается в поисках вдохновения в родной городок — Крейнс-Вью, чтобы написать документальную книгу об убийстве девушки, труп которой он вместе со школьным приятелем обнаружил в реке много лет назад. Несмотря на разбросанные по тексту элементы мистики книга относится к жанру классического детектива, а в «полный рост» мистика появляется в последующих двух романах о Крейнс-Вью: наиболее близкой в творчестве Кэррола к жанру «вампирского романа» книге «Свадьба палочек» [The Marriage of Sticks], которая была удостоена престижной хоррор-премии Bram Stoker Award и [The Wooden Sea], где благодарных читателей ожидает никак не желающая оставаться под землей мертвая собака, встреча с инопланетянами и выяснение способа разбудить Бога.
Кэрролл успешно продолжает работать в жанрах фэнтези, хоррора, мэнстрима и научной фантастики, периодически публикуя свои произведения в журналах «Omni», «Wierd Tales» и других. Авторский сборник рассказов писателя [The Panic Hand], был удостоен Bram Stoker Award и номинировался на World Fantasy Award'96.
Решение Кэрролла стать простым учителем английского языка привело его сначала в Тегеран, затем в Бейрут, а потом — в Американскую Интернациональную Школу в искренне любимой писателем Вене (Австрия), где он продолжает работать и по сей день.
Основные произведения:
1) Рондуа / The Rondua
- Кости Луны / Bones of the Moon (1987)
- Сон в пламени / Sleeping in Flame (1988)
- Дитя в небе / A Child Across the Sky (1989)
- За стенами собачьего музея / Outside the Dog Museum (1991)
- По ту сторону безмолвия / After Silence (1992)
- From the Teeth of Angels (1993)
- Black Cocktail (1990)
2) Крейнс-Вью / The Crane's View Trilogy
- Поцеловать осиное гнездо / Kissing the Beehive (1997)
- Свадьба палочек / The Marriage of Sticks (2000)
- Деревянное море / The Wooden Sea (2001)
3) Винсент Этрих / Vincent Ettrich
- The Great Wall of China (1999)
- Белые яблоки / White Apples (2002)
- Glass Soup (2005)
- Страна смеха / The Land of Laughs (1980)
+ рассказы, не выпускавшиеся в нашей стране.
Итак, что же меня привлекло в этом писателе. В первую очередь, стилем. Читая Кэрролла, создается впечатление, что старый друг рассказывает тебе очередную историю. Необыкновенную правдивость историям придает и его любовь к деталям. Часто в цельное полотно повествования вклиниваются маленькие истории из жизни главного героя (где-то я читал, что в книгах Кэрролла много автобиографичного, возможно, именно эти маленькие отступления?), этот прием, конечно, не оригинален, но мне очень нравится. Резкие повороты сюжета – их не много, и они всегда к месту, но тем не менее застают тебя врасплох. Мистическая часть сюжета не обрушивается на читателя, а вплетается в повествование постепенно, начиная с намеков и недомолвок и заканчивая, как правило, довольно неоднозначным концом. О таких естественных вещах, как богатство языка, непременное наличие тонкого юмора, проработанные персонажи, даже говорить не стоит. ^_^
Само собой, все вышеперечисленное относится и к Стране Смеха. Основная тема книги – творчество. Эта тема иногда встречается и в других романах Кэрролла, в первую очередь в «Поцеловать осиное гнездо», но наиболее полно раскрыта именно здесь. Довольно интересный взгляд: слово материально и может создавать целые миры. Творец ответственен за то, что создает. Вернее, идея не нова, но вот то, как все это подано…
Также мне понравились параллели, проведенные в книге, в первую очередь это касается кукол. Саксони и Анна коллекционируют кукол, Томас Эбби – маски. Со временем Томас становится марионеткой в руках Анны. А сами люди, населяющие Гален – разве не марионетки? Ну и концовка «Страны Смеха» довольно неожиданна (я говорю об эпилоге), но это характерно почти для всех его романов. J
Так уж повелось, что Джонатан Кэрролл не популярен в России. Хотя, когда 2 года назад я искал в интернете его книги, поисковик выдавал лишь онлайн-магазины. Сейчас можно скачать почти все выпущенные на русском романы (но нет Костей Луны ^_^ ), появились несколько рецензий, да и отзывы в основном положительные, хотя и немногочисленные. Тем не менее, он – автор на любителя. Помню, давал почитать двум знакомым девушкам – обоим не понравилось. Но попробовать почитать стоит – а вдруг?…