Перейти к содержанию
АнимеФорум

Мирный атом...  

44 пользователя проголосовало

  1. 1. Чего больше от атомной энергии?

    • Пользы
      32
    • Вреда
      12


Рекомендуемые сообщения

Опубликовано (изменено)

В реакторе было решено оставить 6 стержней, тогда как по инструкции должно быть не менее 24х. После незапланированного падения мощности начальник смены блока Акимов предложил её не повышать до предписанных 700 МВт, и Дятлов согласился с этим. Дятлов, как зам. главного инженера ЧАЭС по эксплуатации, должен был знать, что при малом запасе реактивности (динамика цепной реакции) срабатывание защиты вызовет увеличение мощности реактора. Реактор работал с отключённой аварийной системой охлаждения реактора. Были ещё и другие нарушения, которые в то время нарушениями не считались. Всё это в целом демонстрирует халатное отношение к эксплуатации атомных станций. Да и вообще ввод в строй недоработанного реактора очень показателен и характерен для совкового подхода - "пятилетку в три дня", "покорим Марс к очередному съезду КПСС", и так далее в том же духе. Так что повинны в катастрофе в равной мере и высокие чиновники, и приёмщики реактора, и его эксплуатанты. Отговорки что, мол, регламент и инструкции в то время был иным, не являются уважительной причиной - ибо установление подобного регламента уже является преступной халатностью. И уж эксплуатанты подобного сложного объекта обязаны быть подготовлены на самом высоком уровне. Лётчики-испытатели превосходно разбираются и в аэродинамике, и в сопромате - они обязаны знать новый самолёт даже лучше, чем сам конструктор. Они испытывают машины на запредельных режимах, с которыми рядовые лётчики быть может никогда и не столкнутся. И тем не менее испытатель ещё до вылета знает, что он будет делать, как должна при этом повести себя машина, и как он должен действовать при любых возможных отклонениях. И всё-таки, несмотря на огромный опыт и знания, смертность среди испытателей рекордна для мирной профессии. Но испытатель в ответе только за свою жизнь. А атомная электростанция... Так почему же персоналу АЭС и самому Дятлову позволительно было не знать хоть самую мелочь? Так что виновен Дятлов, и эксперимент выявил его незнание и профнепригодность, чтобы он там в своих мемуарах не говорил.

 

Вроде этот эффект не был известен до Чернобыля.
Это выпускнику ПТУ позволительно не знать о таких эффектах. Но и "область применимости" знаний и умений пэтэушника должна быть очень ограничена.

 

А как ты считаешь, что можно было предпринять <...>
Я ничего не считаю. Я не специалист в этой области и полагаюсь на результаты расследования и дополнительных исследований по реакторам данного типа, которые были-таки проведены, когда жареный петух клюнул. В "Википедии" довольно много информации и ссылок по этому поводу.

В авиации предпочитают отменить вылёт, если хоть какая система самолёта неисправна или функционирует с отклонениями. Ей богу, обычные лётчики будут поумнее этого Дятлова и всех чиновников Министерства энергетики СССР, ибо в авиации работает простой, зато надёжный естественный отбор.

 

Снизить подачу воды начхав на температуру, и потом опустить стержни, затем поддать воды? Думаю, реактор бы внутри поплавился, но наверно б не взорвался.
Закипание теплоносителя, рост температуры и реактивности, деформация и расплавление каналов стержней - всё, стержни уже никогда не опустились бы. Далее неуправляемая цепная и взрыв с сильным всплеском ионизирующего излучения. Примерно это же и произошло. Скоре уж подача холодной воды может и помогла бы вовремя прекратить парообразование и дальнейший разгон реактора. Изменено пользователем AntiMat (смотреть историю редактирования)
  • Ответов 102
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Опубликовано

Нда... Ну что к дискусии добавить? Что подобная тема уже обсуждалась на этом форуме. Но в рамках другой темы.

И я опять выскажусь, что проголосовала за мирный атом.

Хм... То ли жизнь прекрасна, то ли я мазохист (с.)

Я верю, что атомная энергия раз уж от нее никуда уже не деться должна использоваться в мирных целях. И верю, что это возможно.

Опубликовано

Из документа МАГАТЭ:

"Авария произошла во время испытания, которое должно было проводиться с турбогенератором во время нормальной запланированной остановки реактора. Предполагалось проверить способность турбогенератора во время полного отключения энергоснабжения станции подавать электрическую энергию в течение короткого периода до того, как резервные дизельные генераторы смогут подавать энергию в аварийных условиях. Неверно составленная программа испытания с точки зрения безопасности и грубые нарушения основных правил эксплуатации привели к тому, что реактор вышел на низкую мощность (200 МВт/тепл), при которой расход теплоносителя и условия охлаждения не могли стабильно поддерживаться посредством ручного управления. Учитывая особые характеристики конструкции, о которых уже говорилось (положительный мощностной коэффициент при низких уровнях мощности), реактор эксплуатировался в опасном режиме. В то же время операторы преднамеренно и в нарушение правил вывели большинство стержней управления и защиты из активной зоны и отключили некоторые важные системы безопасности.

Последующие события привели к интенсивному парообразованию в активной зоне реактора, создав, таким образом, положительную реактивность. Наблюдалось начало резкого повышения мощности, и была сделана попытка вручную остановить цепную реакцию при заблокированной системе аварийной остановки, которая должна была бы сработать ранее, при начале испытания. Однако возможность быстрой аварийной остановки реактора была ограничена, поскольку почти все стержни управления были полностью извлечены из активной зоны.

Непрерывное повышение реактивности вследствие парообразования привело к мгновенному критическому скачку мощности. Советские эксперты рассчитали, что первый пик мощности достиг 100-кратного превышения номинальной мощности в течение 4 секунд.

Энергия, высвободившаяся в топливе в результате скачка мощности, внезапно разорвала часть топлива в мелкие куски. Механизм этого разрыва хорошо известен из экспериментов по программе исследований в области безопасности. Мелкие частицы раскаленного топлива (возможно, также испарившееся топливо) привели к паровому взрыву.

Выделение энергии сдвинуло 1000-тонную защитную крышку реактора и привело к тому, что были срезаны все каналы охлаждения по обеим сторонам активной зоны реактора. Через 2-3 секунды был услышан второй взрыв, и горячие куски реактора были выброшены из разрушенного здания.

Разрушение реактора обеспечило доступ воздуха, который, соответственно, привел к горению графита.

Авария привела к тому, что часть горячих кусков графита и топлива была выброшена на крыши расположенных вблизи зданий. Начались пожары, особенно в зале блока 4, на крыше блока 3 и на крыше машинного зала, в котором расположены турбогенераторы двух реакторов" ("Итоговый доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности на совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле". Вена, 30 августа - 5 сентября 1986 г., с. 4-5).

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация