Перейти к содержанию
АнимеФорум
  • записей
    28
  • комментариев
    9
  • просмотр
    11 041

Мангаки о манга-индустрии, часть 1


GodSlayer

16 просмотров

Все (кому надо) уже слышали и знают, что творится в сканлейтерском сообществе в связи с появлением японско-американской коалиции манга-издателей. Нас оно пока не особо затрагивает, да и самих сканлейтеров напрямую - в основном коалиция сейчас борется с онлайн-читалками, рав-провайдерами, чуть в меньшей степени с хранилищами, и почти не обращает внимания на все сканлейтерские группы. Пока. Так вот в связи с этим интересно взглянуть на относительно недавние (примерно 2008-2009 - английский перевод относится к апрелю-маю 2009) откровения Сато Сюхо (佐藤 秀峰 / さとう しゅうほう / Сато: Сю:хо: / Satou Shuuhou / Sato Syuho|Shuho), и ответ на них. В них есть очень много интересного в свете этой коалиции, их целей, их жалоб на пиратство и свЯзи всего этого с падением продаж журналов и танкобонов.
Перевод так себе, так что кто хочет, пусть читает на английском - [url="http://zepy.momotato.com/2009/04/17/satou-shuuhou-on-manga-stuff-part-1/"]часть 1[/url], [url="http://zepy.momotato.com/2009/05/04/satou-shuuhou-on-manga-stuff-part-2/"]часть 2[/url], [url="http://zepy.momotato.com/2009/04/24/some-responses-to-satou-shuuhous-stuff/"]часть 3[/url], [url="http://www.sankakucomplex.com/2010/06/22/top-mangaka-publishers-are-the-ones-raping-us/"]часть 4[/url] и неожиданно [url="http://www.sankakucomplex.com/2010/08/20/last-order-canned-by-political-correctness-run-amok/"]часть 5[/url]. Ну или в оригинале, там есть нужные ссылки. В квадратных скобках мои комменты.
[sp]
Это было, когда Сато Сюхо начал свою первую еженедельную публикацию [с 1998 года]:
Когда Сато Сюхо начал рисовать "Umizaru", ему платили 10,000 [прописью: десять тысяч] иен за страницу [примерно $75 +/-5 [url="http://en.wikipedia.org/wiki/Japanese_yen#Historical_exchange_rate"]по курсу 1998 года[/url]]. В целом, делая по 20 страниц в главе, и выдавая по 1 главе в неделю, он получал 800,000 иен в месяц.

Расходы в месяц:
Налоги: 80,000 иен.
Ежемесячная зарплата для 3 ассистентов: 470,000 иен в общем.
Ежемесячные расходы на питание персонала: 100,000 иен.
Ежемесячная стоимость расходных и справочных материалов: 100,000 иен.
Аренда студии: 70,000 иен.
Коммунальные счета и прочие расходы: 50,000 иен.
[итого: 870 тыс., т.е. -70 тыс. в мес.]

После вычета расходов на своё существование и тому подобное, он терял 200,000 иен в месяц.
Работа по 20 часов в день была нормой, и студия фактически была его домом. Он накопил около 2 млн. иен, прежде чем начать серию, но к тому времени, когда вышел первый танкобон, из его сбережений осталось 70,000 иен.
Вообще-то можно было бы одолжить деньги у редакционного отдела, но он не хотел этого делать, т.к. получилось бы, что он рисует мангу чтоб выплатить долг редакции.
Редактор не раз говорил ему, что когда выйдет танкобон, таких проблем больше не будет, потому что все эти деньги вернутся назад - но т.к. не было контракта, в котором было бы прописано, что они этот танкобон обязаны выпустить, то и не было ни какой гарантии, что он выйдет.
Есть случаи, когда популярная манга вдруг заканчивалась в связи со сменой главного редактора, и изменения направленности журнала. Есть ещё случаи, когда манга, которую автор уже нарисовал, отвергается по различным причинам, и не публикуется в журнале, но в таких случаях издатель всё же оплачивает сделанные страницы.
У Сато в данный момент [2008-2009] контракт с издательством "Сёгакукан", в котором четко записано, сколько он должен получать за страницу, и сколько времени будет идти публикация. Он говорит, что он, наверное, первый автор манги, который действительно добился такого контракта, в котором всё чётко прописано.
Когда с начала выхода "Umizaru" прошло полгода, Сато собрался с мужеством, и отправился просить прибавки выплаты за страницу. Он охарактеризовал это как акт, который требует большого мужества, так как ему бы пришёл конец, если бы редактор просто сказал бы, что "ну, тогда мы в вас больше не нуждаемся". Запрос на прибавку, в конце концов, был отвергнут, но на дверь ему не указали. Но нынешняя атмосфера в корне отличается от той, что была 10 лет назад, и ситуация на рынке далеко не так хороша, как тогда. Большинство издателей сократили сумму, которая выплачивается новичкам, примерно на 1,000 иен за страницу.
В последнее время стало совсем плохо с журналами, ибо обычный еженедельник приносит убыток в 20 миллионов иен с каждого проданного номера. За год выходит примерно 50 еженедельных выпусков журнала, что в сумме дает 1 миллиард иен убытков в год, и эти убытки покрываются за счёт продаж танкобонов. На самом деле есть некоторые журналы, продажи которых приносит прибыль, но более чем 90% журналов приносят сильные убытки с каждым своим выходом.
Сато говорит, что очевидно, что бизнес-модель сейчас полностью неработоспособна, так что он готовится к моменту, когда печатные журналы прекратят свое существование.

***

В последние годы:

"Shin Black Jack ni Yoroshiku": 35,000 йен за страницу.
"Tokkou no Shima": 25,000 йен за страницу.
За ёнкому обычно получают от 10 до 20 тысяч иен за полосу ["strip" - т.е. за 4 кадра] (некоторые могут получать и меньше), обычно им выделяют достаточно мало страниц в журнале, и обычно они полностью вырабатывают идею за одну полосу - в сравнении с сюжетной мангой, где на одной идее может выйти 3-4 главы. С другой стороны, ёнкому вполне возможно делать одному, в то время как сюжетная манга обычно требует ассистентов, и привносит риск дополнительных расходов.
В случае, если с художником над производством манги работает сценарист, то сверх того, что платят художнику, ещё и платят сценаристу. Однако, если художник так же придумывает и саму историю, то он не получает за это ничего. Сато Сюхо интересовался, может ли он притворится, что есть сценарист Сато и художник Сюхо, чтоб он мог получать в два раза больше за страницу, но это не прокатило. По словам редакторов, плата сценаристу является поощрением от издателя, а так, они могли бы и не платить.
Автор манги получает 10% в виде роялти [[url="http://ru.wikipedia.org/wiki/Роялти"]вики[/url]] с каждого проданного тома манги, и эта цифра неизменна вне зависимости от продаж. С другой стороны, издатель за том получает тем больше денег, чем лучше продажи. Сато пытался потребовать повышение процентов при хороших продажах, поскольку издатель в любом случае получает больше денег за том - но ему отказали по той причине, что автор должен быть счастлив с фиксированными 10-ю процентами, поскольку ему не надо беспокоиться о риске остаться с нераспроданным тиражом в случае плохих продаж.
10% роялти вычисляются из цены, за которую продаётся манга, так что из 500 иен за том автор получает 50. Технически, роялти высчитываются не от количества проданных, а от количества напечатанных томов. Переизданий позже тоже коснёмся, но там всё несколько сложнее.
Независимо от того, сколько томов продастся, автор получает только 50 иен с каждого, но для издателя, чем больше танкобонов продаётся, тем больше для них прибыль с тома, так как при работе с большими тиражами себестоимость и прочие траты уменьшаются.
Сейчас Сато рисует около 450 страниц манги в год, получая около 16 миллионов иен ($160,000). Сверх этого он получает 150,000 иен гонорара с каждой главы [150,000 yen per chapter in project fees for] "Shin Black Jack ni Yoroshiku". Расходы на найм 6-ти ассистентов обходятся ему в 18 млн. иен за год, так что в итоге доходы совпадают с расходами. Однако вместе с затратами на материалы для рисования, собор дополнительной информации, и прочие расходы, денег на всё равно не хватает.
Ему частенько говорят, что он рисует слишком медленно, или что использует слишком много ассистентов, но он считает, что 18 млн. иен это минимум того, на что он и его ассистенты могут жить как нормальные люди, т.к. каждый из помощников получает 3 мил. иен в год, что несколько ниже того, что получает обычный 20-ти летний [url="http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD&lr=2"]сарариман[/url] [суть "офисный планктон"]. Есть немало мангак, которые платят своим помощникам очень мало, и при этом заставляют работать допоздна. Сато в прошлом так же работал ассистентом у многих мангак, и самый скупой из них платил примерно 120 иен в час. Когда Сато рисовал "Umizaru" у него было всего 3 ассистента, и он тоже не мог позволить себе платить им премии. Ему пришлось вообще забыть о личной жизни, чтоб удавалось придерживаться темпа еженедельных выпусков, и в течении двух с половиной лет без отдыха проводить всё время за рисованием манги. Половина всех задников была нарисована лично им.
В данный момент "Black Jack ni Yoroshiku" и "Shin Black Jack ni Yoroshiku" вместе взятые разошлись 10-ти миллионным тиражом, и по 50 иен за том выливаются в огромную сумму, но половина из этой суммы уходит из-за налогов. После чего, за вычетом всяких прочих расходов, остальное идёт на его рабочую студию, которая функционирует в качестве компании.
На его студии сотрудники получают 100% зарплаты, даже если манга в заморозке на целый год, т.к. любой возникший перерыв будет происходить по его вине, а не ассистентов.
Как "директор" студии, он платит сам себе 700,000 иен ($7,000) в месяц, что, по его словам, где-то около 2/3 ежемесячной зарплаты редактора в крупных издательских компаниях.

***

Стоимость печати танкобона за 500 иен составляет 150 иен, включая авторские роялти. У Сато есть детальная информация о стоимости печати таких танкобонов:

Цена продажи: 515 иен.
Тираж: 50,291 танкобонов.
Итоговые продажи: 17,352,910 иен.
[т.е. продалось ~33,695 томов из тиража? =\]

Стоимость бумаги: 1,725,210 иен.
Стоимость печатной формы: 12,800 иен.
Стоимость [url="http://ru.wikipedia.org/wiki/Высокая_печать"]высокой печати[/url] [Letterpress]: 1,100 иен.
Стоимость фотонабора: 28,700 иен.
Стоимость печати: 853,705 иен.
Стоимость переплёта; 1,081,256 иен.
Обработка и доп.материалы: 201,629 иен.
Manuscript fee [хз что это]: 8,000 иен.
Роялти: 2,584,837 иен.
Оплата рабочим: 989,682 иен.

Всего: 7,486,919 иен.
150.30 иен за том.
[вообще-то тогда тираж получается на 406 экземпляров меньше того, что заявлен выше, а так должно получиться 149.1 за том... да и вообще как-то цифры не сходятся =\]

Стоимость может сильно меняться в зависимости от кол-ва напечатанных томов. Выше - цена для 50 тысяч. При печати 100 тысяч томов, стоимость печатной формы, высокой печати, фотонабора, и [manuscript fee] останется неизменной, да и оплата рабочих будет не сильно отличаться. Так что когда если посчитать расходы на печать 100 тысяч томов с учётом вышеперечисленного, общая стоимость оказывается 12,490,016 иен, или 125 иен за том.

Итого:
Печать 50,000 томов - себестоимость 150 иен за том.
Печать 100,000 томов - себестоимость 125 иен за том.

Прибыль, которую получает издатель с одного тома, очень сильно разнится в зависимости от того, каков был первый тираж. Но вся дополнительная прибыль идёт самому издателю, в то время как автор всё так же получает всё ту же стандартную плату за экземпляр. "Black Jack ni Yoroshiku" расходится примерно по 1 млн. экземпляров на каждый том, так что по сравнению с тиражом тома манги в 50 тысяч разница в доп. прибыли за счёт стоимости печати составляет примерно 50 миллионов. Сато говорит, что с 13 томов издатель вероятно получил 600 млн. иен доп.прибыли, но он лично ничего из этого не увидел. Поскольку прибыль выросла, Сато потребовал увеличить роялти, но они как были установлены на 10%, так и не собираются меняться.
Сато пытался найти возможный путь для самостоятельной публикации, но выяснил, что если он напечатает тысячу экземпляров, то [себе?]стоимость одного тома будет 1,200 иен. Если он за раз напечатает 100 тысяч, то все их продать будет нереально, поскольку книжные магазины не будут гореть желанием поставить их себе на полки, а он сам не имеет нужных деловых навыков. У него нет денег, чтобы нанять людей, которые смогли бы сделать это за него, и он так же не имеет денег на рекламу. Даже если он сможет этого достичь, и книжные будут готовы продавать его мангу, есть ещё проблема доставки. Он не может гонять на грузовике по всей Японии для распространения своей манги по всем магазинам. А раз так всё выходит, то значит, он должен слушаться издателя? Или лучше бросить рисовать мангу вообще?

Текущие отношения мангаками и издателями таковы, что мангаки выступают в роли субподрядчиков, а не на равной основе.
[/sp]

Продолжение следует.

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...

Важная информация