Лелио Опубликовано 7 ноября, 2005 Жалоба Опубликовано 7 ноября, 2005 (изменено) Роман "Телени", анонимно появившийся якобы в 1893 г., но вполне вероятно, что лишь после 1900 г., по праву связывается с именем Оскара Уайльда. Как и многие другие книги Уайльда, "Телени" построен в виде диалога: Камилль де Грие рассказывает молодому другу о своем гомосексуальном каминг-ауте и первой трагической любви. Роман четко делится на отдельные сцены, которые соответствуют явлениям в театральных пьесах. Эти сцены связаны между собой вопросами собеседника или наблюдениями рассказчика о причинах и проявлениях общественного приговора "содомии". В каждой из восьми глав находятся "непристойные" пассажи, иногда довольно подробные, которые можно разделить на два вида: формообразующие части любовной истории, с помощью которых в некотором роде выдерживается внешнее действие, и простые вставки, не имеющие никакого отношения к психосексуальному развитию Камилля, его каминг-ауту и любовной истории. Также и в стилистическом отношении: в этих вставках явно не хватает краткости и точности. И, возможно, именно эти места являются самым ярким указанием на то, что помимо О.Уайльда над романом работали и другие. Основным источником, который обещает пролить свет на историю возникновения "Телени", является предисловие Шарля Хирша к французскому изданию 1934 г. Оно читается ровно и гладко, но при ближайшем рассмотрении возникает множество несоответствий и вопросов. Прежде всего это касается внешности Уайльда. Хирш пишет, что впервые увидел его в 1889 г., называя его при этом "высоким, довольно сильным джентльменом за сорок лет с бледным, слегка одутловатым лицом". Однако в то время Уйальду было 35 лет, и выглядел он моложе. Очевидно, что здесь описан Уайльд после тюремного заключения. Далее говорится, что Хирш сначала не знал, с кем он имеет дело, и лишь позже узнал о громадном успехе постановок Уайльда в лондонском Сент-Джеймс-Театре. Но в этом театре пьесы Уайльда - а именно "Идеальный муж" и "Банбери" - шли лишь в 1895 г. То есть описание Хирша и в этом пункте соответствует не периоду около 1890 г., но более позднему времени. Хирш упоминает о многочисленных несоответствиях описаний места действия - Парижа - с реальным городом и говорит, что он затрагивал эту тему в беседах с издателем Смизерсом, с которым познакомился в 1900 г. Хирш также говорит, что он встречался и разговаривал с Уайльдом в 1898 г. Но если роман действительно вышел в 1893 г., почему же Хирш не воспользовался удобным случаем обсудить его с самим автором? К этому времени Уайльд потерял друзей, деньги и репутацию и легко бы мог признать свое участие в создании или даже единоличное авторство "Телени". Важной для установления даты может быть сцена из романа, в которой Камилль получает анонимную записку, уличающую его в содомии и повергающую в бездну ужаса. Записка эта не только напоминает о послании маркиза Квинсберри, с которого начинаются все беды Уайльда, но и почти дословно повторяет его содержание. Можно предположить, что реальное событие предшествует литературному описанию. Существует еще одно свидетельство - рекламный проспект издателя Смизерса к первому изданию "Телени". В нем называется главная тема произведения - "Urning, or man-loving man". Примечательно употребление в английском проспекте немецкого термина "Urning" с пояснением "мужчина, любящий мужчин". В романе это слово отсутствует, там всегда говорится только о "содомии". Но если вспомнить, что немецкий сексолог Хиршфельд стал пропагандировать этот термин после 1896 г., то наверняка он (термин) мог проникнуть в подобные проспекты лишь некоторое время спустя. Таким образом, проспект также не противоречит гипотезе появления "Телени" около 1900 г. Со словом "Urning" в рекламном проспекте соотносится и подзаголовок романа "A Physiological Romance of To-day". Для читательской публики, знакомой с теориями Хиршфельда, такая характеристика могла стать дополнительной приманкой. Но в 1893 г. эта дискуссия еще не была настолько широко распространена. Как мог возникнуть "Телени"? После смерти Уайльда 30 ноября 1900 г. управляющим его наследством был назначен Роберт Росс, бывший рядом с поэтом в последний период его жизни. С этого времени Росс определял, что и как могло публиковаться о покойном. Но стилизованный Россом портрет Уайльда скрывал нечто важное: пребывание в тюрьме и новый, разбивающий все иллюзии опыт общения с миром значительно изменили личность поэта. Об этом свидетельствуют как стиль, так и тема "Рэдингской баллады"; в пользу глубокого изменения личности Уайльда говорит также тот факт, что после этой длинной, волнующей поэмы, в которой по-новому отразилось его мастерство, он не создал ни одного живущего на парадоксах эссе и ни одной играющей и с добродетелью, и с пороком социальной комедии - и не потому, что не хотел (например, он начал писать театральную пьесу), но потому, что не мог. "Я написал все, что я должен был написать, когда я еще не знал жизнь. Теперь, когда я знаю смысл жизни, зачем мне еще писать?" - скажет поэт за несколько месяцев до смерти своей старой подруге графине де Бремон. Новый Уайльд чувствуется в лучших частях "Телени": игра слов используется лишь тогда, когда этого требует действие; вместо витиеватых описаний и полупризнаний в гомосексуальных наклонностях мы читаем откровенную историю каминг-аута в викторианскую эпоху и аутентичные сексуальные картины, в которых соревнуются честность, фантазия и мастерское владение словом. Фрагментарный характер созданных самим Уайльдом частей романа легко объясняется убывающей творческой силой поэта. Росс нашел фрагменты и решил их использовать. Но открытое издание книги могло повредить его планам по созданию имиджа Уайльда. С другой стороны, определенные круги проявили бы большой интерес к анонимно изданному роману, связываемому с Уайльдом. Но для этого "Телени" должен был быть завершен. Сам Росс, не владеющий даром слова, этого сделать не мог. Однако в круге знакомств Росса был человек, чьи литературные способности и жизненные устои (позже его автобиография принесла ему заслуженную славу одаренного порнографа) вполне позволяли взяться за такой труд, - это журналист Фрэнк Харрис. Переработать существующие фрагменты "Телени" в роман, добавить некоторое количество непристойных мест, чтобы он, помимо всего прочего, принес деньги, - все это было Харрису вполне по плечу, в пользу его авторства могут свидетельствовать и особенности жанра и стиля. Таким образом, несколько сомнительная полуготовая рукопись поэта была опубликована в форме, которая не повредила созданному Россом культу Уайльда и не позволила произведению кануть в пучину забвения. Для знатоков же можно было потихоньку и только устно распространять правду. Хирш, вероятно, был всего лишь одним из тех, кто знал о плане Уайльда написать "Телени". Как хорошему знакомому Уайльда - или бывшему другу - ему можно поверить. Ведь и говорить он начал и обратился к рукописи лишь тогда, когда других уже не было в живых (Ф.Харрис умер в 1931 г.). И, возможно, он сочинил "историю возникновения", в которой перемешались выдумка и правда. Это статья какая-то (краткое описание), не знаю кто написал. Вот здесь можно прочесть первые несколько глав этого романа. От себя добавлю, что захватывает с первых строк. Живешь ощущениями героев. Мну за день прочитал всю книгу. Изменено 9 ноября, 2005 пользователем Лелио (смотреть историю редактирования)
Lottie Опубликовано 8 ноября, 2005 Жалоба Опубликовано 8 ноября, 2005 Читала. Наверное, после этого по-настоящему стала уважать Уальда. Читать, действительно, стоит. Не думала, что кто-то помянет "Телени"...
koma Опубликовано 13 ноября, 2005 Жалоба Опубликовано 13 ноября, 2005 (изменено) Ссылка не работает. Попробую ещё раз. Изменено 13 ноября, 2005 пользователем koma (смотреть историю редактирования)
Suzume Опубликовано 13 ноября, 2005 Жалоба Опубликовано 13 ноября, 2005 koma У меня работает. Лелио Вот здесь можно прочесть первые несколько глав этого романа.А чего только несколько первых? А где брать остальное?
Лелио Опубликовано 18 ноября, 2005 Автор Жалоба Опубликовано 18 ноября, 2005 А чего только несколько первых? А где брать остальное?Остальное в книжном магазине. Я искал в Инете, там больше нигде нет.
Тэль Опубликовано 18 ноября, 2005 Жалоба Опубликовано 18 ноября, 2005 Вообще у Уайльда найти яой не сложно. “Портрет Дориана Грея” конечно не про это, но намеки тоже есть.
D[u]ncel Опубликовано 21 декабря, 2005 Жалоба Опубликовано 21 декабря, 2005 спасибо за подробное описаниенужно будет прочитать, благо “Портрет Дориана Грея” является одной из любимых книг
-=Kaworu=- Опубликовано 24 декабря, 2005 Жалоба Опубликовано 24 декабря, 2005 (изменено) Подобные книжки извращают психику и скрытно агитируют гомосексуализм. Их надо читать лет этак в 30-35.При всем этом, Оскар Уайлд - мой самый любимый писатель :D Изменено 24 декабря, 2005 пользователем -=Kaworu=- (смотреть историю редактирования)
Nek^^ Опубликовано 1 августа, 2006 Жалоба Опубликовано 1 августа, 2006 “Портрет Дориана Грея” является одной из любимых книг.
Anna Schneider Опубликовано 10 сентября, 2006 Жалоба Опубликовано 10 сентября, 2006 Оскар Уайльд-истинный ценитель красоты. Восхищает необычная манера письма, присуща, на мой взгляд, только ему. Так что он остаётся моим любимым писателем. Но, quand meme, действительно, среди его произведений есть и такие, которые, развращают психику.Здесь надо быть осторожней. Но всё таки "Рыбак и его душа"-моё любимое прозведение)
Paola Опубликовано 19 октября, 2006 Жалоба Опубликовано 19 октября, 2006 Читала, понравилось. Да, агитирует. Но.. либо в вас это есть, либо нет. Если нет - агитируй-не агитируй - без разницы, ну а если что-то есть - лучше сейчас, чем потом.
Misato Опубликовано 31 октября, 2006 Жалоба Опубликовано 31 октября, 2006 Читала, понравилось. Да, агитирует.1520165[/snapback]Но как красиво агитирует, согласитесь!Первый раз, когда я прочитала этот роман, я долго думала: "Как он мог такое написать?". Но потом прочитала ещё раз, и поняла, что несмотря на откровенные сцены, это всё равно красиво - и о любви. Духовная связь этих двух молодых людей, из безысходная страсть...чего только сцена на мосту стоит! Моэ, одним словом.
Рекомендуемые сообщения