Перейти к содержимому

Фотография
* * * * * 2 Голосов

Джон Фаулз


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 14

#1 Jubei

Jubei
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPip
  • Странник

  • Cообщений: 1 967
31
Хороший

Отправлено 20 Август 2008 - 14:03

Джон Ро́берт Фа́улз - (англ. John Robert Fowles; 31 марта 1926, Ли-он-Си, графство Эссекс — 5 ноября 2005, Лайм-Реджис, графство Дорсет)

Краткая биография:
Спойлер
Родился в семье преуспевающего торговца сигарами. Закончил престижную школу в Бедфорде, где во время учебы проявил себе хорошим спортсменом и способным учеником. Вскоре поступил в Эдинбургский университет, однако в 1945 г., незадолго до окончания Второй мировой войны, оставил его ради военной службы. После двух лет в морской пехоте Фаулз отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, специализируясь во французском и немецком языках. В 1950—1963 гг. Фаулз преподавал в университете города Пуатье во Франции, затем в гимназии на греческом острове Спецес, послужившем прообразом места действия в романе «Волхв», и в лондонском Колледже Святого Годрика.

В 1963 г. успех первой книги Фаулза «Коллекционер» позволил ему оставить преподавание и целиком посвятить себя литературной деятельности. В 1968 г. Фаулз поселился в небольшом городке Лайм-Реджис на юге Англии. Большую часть жизни он провел в своем доме на берегу моря и снискал славу замкнутого человека. Интерес к истории, особенно отразившийся в романах «Женщина французского лейтенанта» и «Червь», был присущ Фаулзу не только за письменным столом, поскольку в 1979 г. писатель возглавил городской музей и занимал этот пост в течение десяти лет. Здоровье Фаулза основательно подорвал инсульт, поразивший его в 1988. Джон Фаулз был дважды женат, его первая жена Элизабет умерла в 1990 году. Основные произведения Фаулза получили мировое признание, а снятые на их основе кинофильмы способствовали популярности и коммерческому успеху книг писателя.


«Коллекционер» — дебютный роман и первый бестселлер Фаулза, касается важнейших проблем бытия — сущности красоты и уродства, взаимоотношений человека и общества, Творца и творения.
Стилизованная под триллер история-притча о душевном уродстве молодого мужчины, который выражает свою любовь к девушке лишая ее способности жить. Тщедушная фигура мизантропа, не вызывающая ничего кроме брезгливости, на поверку оказывается воплощением бесчувственности и жестокости. Собирательство и умерщвление бабочек он превращает в суть своей жизни, невольно распространяя его и на непознаных им красавиц-девушек. Коллекционер Фердинанд Клэгг мечтает о прекрасной Миранде, и, как паук, повинуясь инстинктам, ловит ее, и заточает в подвале своего дома.

От себя могу добавить, что роман только стилизован под триллер, но по сути же является психологической драмой. Повествование состоит из двух частей, в которых одни и те же события представлены двумя совершенно разными людьми: представителем «серой массы» Клэггом и Личностью с большой буквы Мирандой. Лейтмотивом романа в моем понимании служит тема свободы и, прежде всего, свобода личности. Дабы стать свободной и хоть как-то реализовать себя в рамках конформистского общества, личность вынуждена вести постоянную борьбу, исход которой, увы, далеко не всегда благополучен.
Роман читается довольно легко. Я, по крайней мере, прочитал за день. Язык автора не сказать, чтобы совсем легкий, но все же оставляет приятное впечатление. «Коллекционер» не входит в число моих любимых книг, но о потраченном времени ничуть не жалею, и считаю, что книга вполне достойна прочтения. Поэтому буду рад, если знакомые с этой или другими книгами Фаулза поделятся здесь своими впечатлениями.

Запомнившиеся цитаты:
1) «Если ты стремишься дойти до самой глубинной своей сути, форма, в которую выливается твое искусство, для тебя совершенно не имеет значения. Не важно, будут это слова, краски или звуки. Все, что угодно.»
2) «Не иди на компромиссы со своим окружением. Отсекай в себе все, что мешает быть творцом. Если ты вырос среди мещан, высвободись из-под их влияния, заставь умолкнуть собственное мещанство. Если ты вырос в рабочей среде, пусть и это на тебя не давит, не стоит у тебя на пути. То же самое относится к любому классу, откуда бы ты ни вышел, ибо ограничивать свое сознание классовой принадлежностью - глупо и примитивно.»
3) «Ты должен творить, всегда и во всем. Если ты веришь во что-либо, ты должен действовать. Разглагольствовать о том, что собираешься сделать, - все равно что хвастаться картинами, которых ты еще не написал. Это не просто дурной тон, это абсолютная утрата Лица.»
4) "Но сейчас я думаю и чувствую именно так. Что я принадлежу к некоей группе людей, призванной противостоять толпе. Я не знаю, сколько их и кто составляет эту группу, люди известные, ушедшие и живые, те, кто сражался за истинное, творил и создавал, писал настоящие картины; и никому, кроме меня, не известные, неспособные лгать, стремящиеся жить не праздно, быть гуманными и интеллигентными людьми...
Эти люди даже не всегда хорошие. У каждого из них могут быть свои слабости. Неразборчивость в связях. Запои. Они порой трусят. Любят деньги. Отсиживаются в башнях из слоновой кости. Но какая-то часть их души всегда вместе с нами. С Немногими."

Сообщение отредактировал Jubei: 21 Август 2008 - 19:43

  • 0

#2 u-jinn

u-jinn
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPip
  • missing element

  • Cообщений: 2 436
72
Няшка

Отправлено 21 Август 2008 - 16:35

Прочитал за 3 дня, весьма понравилось. Думаю в ближайшее время оценить или "Червя", или "Волхва". К истории отношусь прохладно, так что скорее всего "Волхва".
В "Коллекционере" кроме темы свободы хотелось бы выделить тему творчества, в первую очередь живописи. Преподаватель Миранды является является одним из главных героев романа, конечно, после Фердинанда и девушки. И почти все его разговоры с Мирандой касаются живописи.
Сама Миранда - очень интересный персонаж, правда, немного идеализированный (в то же время уродство Клэгга мне показалось неправдоподобным). Но это простительно истории-притче. Все приготовления к похищению прописаны до мельчайших подробностей, даже начинаешь верить автору.
Довольно быстро приходит понимание, чем все кончится, и от этого история приобретает своеобразный трагизм, тем более что Фаулз не скупится на подробности жизни Миранды. Пожалуй, она вызвала негодование только один раз - когда начала рассуждать о неприменнении насилия.
  • 0

#3 Jubei

Jubei
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPip
  • Странник

  • Cообщений: 1 967
31
Хороший

Отправлено 22 Август 2008 - 13:42

К истории отношусь прохладно, так что скорее всего "Волхва".

Кстати, много хорошего слышал об этой книге, знакомые говорят, что она посильнее "Коллекционера", но проверить это самому никак руки не доходят.

Преподаватель Миранды является является одним из главных героев романа, конечно, после Фердинанда и девушки.

Да, с ним интересная ситуация: непосредственным участником событий он не является, но при этом внимания ему уделяется немногим меньше, чем главным персонажам.

Сама Миранда - очень интересный персонаж, правда, немного идеализированный (в то же время уродство Клэгга мне показалось неправдоподобным).

Характеры персонажей, включая Ч.В., действительно несколько гиперболичны, но мне тоже показалось, что в данном случае этот прием вполне уместен для усиления контраста.
Кстати, встречал мнения, что Миранда, не пытаясь даже разглядеть в Клэгге человека, на самом деле немногим от него отличается, т.е. оба видят друг в друге лишь насекомых. Я с этим согласиться не могу, т.к., если мне не изменяет память (читал я довольно давно), Миранда все же пыталась понять Фердинанда и взывала к его человечности, однако ничего положительного из этого не вышло . И, если после этого Миранда и стала относится к Клэггу не более, чем с презрением, то ее вполне можно понять. Логика же поступков и поведения Фердинанда ущербна изначально, поэтому, если кого и можно назвать насекомым, то только его.

Пожалуй, она вызвала негодование только один раз - когда начала рассуждать о неприменнении насилия.

Ты имеешь в виду ее размышления о том, что применить насилие для побега, значит уподобиться Клэггу? Если да, то и у меня это вызвало непонимание и даже раздражение. Я считаю, что в подобных случаях, когда речь идет о спасении собственной жизни, все средства хороши.

Сообщение отредактировал Jubei: 22 Август 2008 - 13:43

  • 0

#4 rhqh\shyl\tgid

rhqh\shyl\tgid
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • wubby chowder

  • Cообщений: 7 173
567
Розовая муняха

Отправлено 05 Октябрь 2010 - 09:42

Прочитал "Мантиссу" и "Волхва". Не понравилось. Читать почему-то почти неприятно. Что не помешало стать Фаулзу одним из любимых моих авторов.
Надо достать другие его креативы. Интересно, насколько разнообразно его творчество. Да и по идее как минимум "Коллекционер" дома должен быть, потому что точно начинал его читать когда-то.
Крайне меметичный, в смысле, богатый на афоризмы-цитаты автор.
  • 0

#5 sh(x)

sh(x)
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPip
  • Я не умею менять статус

  • Cообщений: 2 003
2
Обычный

Отправлено 09 Январь 2011 - 19:54

Начинала с "Коллекционера". Бурного восторга и эмоций не вызвало, но впечатление произвело хорошее, позиция автора относительно творчества и творческих личностей вызывает инстинктивное желание спорить, однако не бросать книгу.
Дальше был "Волхв", который, по-моему, шедеврален от первой до последней строчки. Пожалуй, ещё ни одна книга не вызывала такого эмоционального отклика и просто удовольствия от чтения. Растаскивать на цитаты и заучивать наизусть. Возможно, просто вовремя пришёлся. Описывать бессмысленно, только читать.
Потом был "Червь", который очень контрастировал с предыдущими двумя книгами во-первых, временем действия книги, во вторых, весьма глубокой историей, очень интересной композицией книги, специфическим стилем. немножко разочаровало, что обозначенные в самом-самом начале повествования вопросы не были широко раскрыты и должным образом освещены, а уклон в религиозные размышления хотя и удивил, но не оттолкнул. В общем, интересная, очень интересная вещь, и читается не то, чтобы легко, но с постоянным желанием читать дальше.
Далее "Мантисса", изначально рекомендованная как хорошая литература, позже отрекомендованная другим человеком как "пошлятина", и всё же прочтённая с удовольствием и тоже в пару дней. Сам процесс чтения походил больше на диалог с автором, в котором читатель молчаливый слушатель. Тоже вещь более чем достойная.
Сборник "Башня из чёрного дерева" с повестями. Каждая по-своему интересна, особенно обратила внимание на повесть "Туча" - казалось бы, нечётко прослеживается смысл, сюжет, внутренние взаимоотношения, остаётся ощущение постоянной недосказанности, или что на следующей странице дадут объяснение, но ничего этого нет и близко. Лёгкие штриховые зарисовки, неспокойные, тяжёлые, давящие где-то даже, слегка болезненные. Очень интересная вещь "Энигма". В самой же "Башне из чёрного дерева" потрясающим образом сочетается откровенный сюжет "Волхва" с коллекционеровскими рассуждениями о творчестве. Перенасыщена сносками об истории живописи. В общем, этакий гибрид двух романов в кратком содержании на сотню с лишним страниц, оставил бы ещё большее эмоциональное впечатление, если бы читался до самих романов. Некоторые моменты у него великолепны везде.
Руки дошли до "Любовницы французского лейтенанта" (в моём переводе, вики же даёт перевод как "Женщина французского лейтенанта"), которого уже готова растаскивать на цитаты. Опять, тут и история Англии, и критика английского образа жизни того времени, и тонко созданные образы и взаимоотношения людей, и Фаулзовские рассуждения о творчестве и о романе как жанре. В общем, как и всегда, впечатления сугубо положительные. Возможно, разумеется, что мнение у меня несколько предвзятое в силу фанатичного обожания одного только "Волхва", но автор стал одним из самых любимых, если не самым. Хотя, совета "маст рид" каждому определённо давать не стану, поскольку автор очень уж на любителя.
  • 0

#6 Enkidu

Enkidu
  • Старожилы
  • PipPipPipPip
  • Cообщений: 727
169
Кавайная няка

Отправлено 09 Январь 2011 - 20:23

"Коллекционер" как-то скучен. Читается легко, но изысков в содержании или стиле не наблюдается. Простая история, все названо своими именами, даже поразгадывать нечего. Да и эти пафосные фразы про творчество, околожизненные размышления не оригинальны.
  • 0

#7 Vishes

Vishes
  • Активные участники
  • PipPip
  • Интересующийся

  • Cообщений: 54
6
Обычный

Отправлено 07 Июнь 2011 - 07:52

И коллекционера и волхва читал давно, но что могу точно сказать - это то, что Волхв - одна из лучших книг, что мне встречались в жанре беллетристики. Must read когда хочешь отдохнуть.
  • 0

#8 asc

asc
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPip
  • в движении

  • Cообщений: 3 870
84
Няшка

Отправлено 25 Ноябрь 2012 - 23:09

Прошло всего-то 4 года, и я прочитал книгу "Коллекционер". Прочитал и был разочарован.

Два моральных урода, по разным причинам заключённые в одном доме. И это всё. По большей части. Они разговаривают, как-то взаимодействуют, усиленно стараются выдавить из себя креатив, но в итоге оказывается, что один - это изначальная пустышка, а второй (вторая) - пустышка тоже.

Немного конкретики и самую малость спойлеров. Они могут повлиять на впечатления от сюжета, поскольку он прям, как линейка. Каждую страницу ждёшь, что автор наконец начнёт настоящее действие, усмехнувшись на всю ту тину, что была ранее, но напрасно... Итак, немного о сюжете: дядя выиграл деньги, дядя купил на эти деньги дом с подвалом, дядя украл тётю и поместил её в подвал. Мотивация такая - он, мол, влюбился и не знал, как выразить чувства. Однако отпускать тётю дядя всё же не стал. К слову, тётя с дядей достаточно молоды - 20 и 25 (вроде бы) лет соответственно.

Интересная завязка? Да. Но для чего?? Явно не для серьёзной (?) истории об обоюдном моральном уродстве. Для ироничной интеллектуальной прозы, для гармонии абсурда аля Кафка или Виан - отлично. Но нет, здесь по задумке автора (которая не удалась) нам предлагается условно биполярное сосуществование двух особей, в котором дядя - абсолютный минус (маньяк, скромняга, одиночка, тугодум), а тётя - абсолютный плюс (красивая, моралистка, человек искусства, занимается благотворительностью, грамотно разговаривает, "интеллетуальная элита", в общем). Проблема в том, что женщина, хоть и выводится жертвой, не вызывает ни сочувствия, ни эмоционального отклика. А всё почему? Потому что она на поверку оказывается серой посредственностью и выглядит уже едва ли не большим моральным уродом, нежели главный герой. Её ущербные "идеалистские" рассуждения, которые особенно чётко проявляются во второй части книги, вызывают искреннее недоумение - и на ум приходит известный тезис, что, мол, добро и зло по сути одно и то же. Биполярность оборачивается пшиком. И если такие люди, как Фердинанд, вырастают в каких-нибудь душителей/потрошителей или суют голову в петлю, то из таких, как Миранда, растёт и множится безликая серая масса. И чем больше Миранда пытается себя отделить от "обычных людей", тем более она растворяется среди них, поскольку говорит ровно то же и ровно так же, как они.

Очень опечален я, что в первом посте Дзюбей назвал эту кхм... личность Личностью с большой буквы.

Рассказать теперь о самом тексте? Он объёмный, состоит из двух частей и небольшого окончания. Причём вторая часть повторяет события первой, меняя лишь угол зрения, и добавляя небольшую сайд-стори. Язык лёгкий, даже слишком. Запомнилась следующая цитата, хорошо характеризующая и Миранду, и весь роман:
"Я собралась уходить. Но они шли гулять и хотели, чтоб он пошёл с ними - потому и зашли, - и меня позвали с собой."

Почему я так взъелся на девушку и совсем упустил из вида Фердинанда? Просто потому что он изначально никакой, никаким он и остаётся. Говорить о том, что персонаж прописан плохо я не буду. Симпатии или эмоционального отклика он тоже не вызывает. По тому тексту, что есть, Фердинанд всё время в маске, в искусственном образе. Я всё ждал и ждал, когда он наконец проявит свою естественную натуру, но... увы. Автор обманул ожидания не только девушки, но и читателя.
  • 0

#9 whois

whois
  • Старожилы
  • PipPipPipPip
  • Флудер

  • Cообщений: 828
53
Няшка

Отправлено 28 Ноябрь 2012 - 01:46

Биполярность оборачивается пшиком.

Может, в этом и вся соль?
Скрытый текст

  • 0

#10 asc

asc
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPip
  • в движении

  • Cообщений: 3 870
84
Няшка

Отправлено 28 Ноябрь 2012 - 22:08

Может, в этом и вся соль?

Может, хотя вряд ли.
В любом случае картина от этого меняется несильно. И не в лучшую сторону.
Театр уродов кто любит?
А тут ещё объём текста весьма внушительный.

Про "Волхва" заслуживающие доверия источники мне поведали, что книга довольно скучна и особо ни на что не претендует. Читавшие - высказывайтесь, не стесняйтесь, а то в соседней ветке оное произведение с "Улиссом" сравнивали.
  • 0

#11 rhqh\shyl\tgid

rhqh\shyl\tgid
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • wubby chowder

  • Cообщений: 7 173
567
Розовая муняха

Отправлено 28 Ноябрь 2012 - 22:45

Как по мне, «Волхв» крутой. Тяжёлый, местами спорный, но добротный. Есть прекрасные моменты, афористичность, закрученный сюжет, философский нагруз. Это всё безликие слова, конечно, и о реальных достоинствах мало говорит. Вообще, если претит дух интеллектуального снобизма, намеренной игры, какой-то манерности, то, пожалуй, сразу можно мимо проходить (писателя вообще). Почему я и писал, как теперь понимаю (по совокупности), почему читать его лично мне было порой неприятно. Пишет будто лондонский денди высшего салонного купажа, с покалеченным постмодернистской извращённостью мозгом, который не прочь порой грязное бельё фотографировать в макросъёмке. Но в нём есть какая-то продирающая плоть к самому костному мозгу сила, в этой гениально-вычурной манере изъясняться и вести сюжет, как бы постоянно отступая и водя кругами вокруг двух сосен — хотя кажется, что их целый лес. Видишь, каким языком дурацким о нём получается говорить? Вот он такой и есть, только лучше. Время от времени так от его иронии устаёшь, что за ней начинает мерещиться мертвечина и дикая внутренняя усталость автора,такая всеистощённость. А потом опять начинает светом сетчатку резать.
Я бы посоветовал дать ему второй шанс с меньшей формы — с совсем постмодерновой «Мантиссы» или миниатюрной «Грозы». В принципе, Фаулз законченный есть в каждом его произведении, что мне доводилось читать.
  • 0

#12 asc

asc
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPip
  • в движении

  • Cообщений: 3 870
84
Няшка

Отправлено 29 Ноябрь 2012 - 04:53

Интересная характеристика, завлекательная. Второго шанса для объекта, как минимум, заслуживает. Не сейчас, но когда-нибудь определённо.
Кстати, если бы не упоминание Фаулза и помещение сообщения в данной теме, то я бы на Уайльда подумал. К которому, к слову, я отношусь довольно ровно. И вообще к английской литературе... Только что себя поймал на этой мысли.

Ты "Коллекционера"-то прочитал? А то непонятно - вводишь ты его в свою оценку или нет.
Надеюсь, что нет.
Всё же я к ним (и к автору, и к произведению) отнёсся внимательно и с должным уважением. А они...
Вот даже за язык повествования похвалить не могу. Он... обычный.
Или плохой переводчик попался (?).

Для поклонников книги "Коллекционер" могу посоветовать писателя Тима Паркса и его книгу "Дорогая Массимина". Весьма похоже... всё. Паркса, тоже англичанина, я читал без рекомендаций "на пробу", дочитал и забыл. Купленное продолжение оставил на полке. Аннотация для затравки, может чего напомнит (я с ней по большей части не согласен, но всё же):
Скрытый текст

  • 0

#13 whois

whois
  • Старожилы
  • PipPipPipPip
  • Флудер

  • Cообщений: 828
53
Няшка

Отправлено 29 Ноябрь 2012 - 04:57

Театр уродов кто любит?

О, месье, вот тут уже дело вкуса. А что, неплохая идея: берем некий отрезок, где на одном конце извращенность и порок, а на другом - якобы добродетель, и показываем, что точки, близкие к разным концам отрезка, приблизительно равны в своем уродстве.

Читавшие - высказывайтесь, не стесняйтесь, а то в соседней ветке оное произведение с "Улиссом" сравнивали.

Толком ничего не скажу, ибо читал давно, еще в школе. Могу вспомнить только, что книга была запутанной и что она мне понравилась. А вот "Любовница французского лейтенанта" пришлась не по душе - после прочтения остается чувство, будто вся книга написана лишь ради литературного эксперимента с двойной концовкой.

Сообщение отредактировал whois: 29 Ноябрь 2012 - 04:58

  • 0

#14 rhqh\shyl\tgid

rhqh\shyl\tgid
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • wubby chowder

  • Cообщений: 7 173
567
Розовая муняха

Отправлено 29 Ноябрь 2012 - 10:01

Кстати, да, «Улисса» я пока в руки брать боюсь, но судя по всему, с ним «Волхва» сравнивать, мягко говоря, некорректно.
Ну и вообще я не говорю, что он суперклассный и всем должен нравиться, само собой. Думаю, даже скорее наоборот, если убрать громкое имя, любителей резко поубавится. Ну а я буду среди оставшихся, как-то так.

И вообще к английской литературе...

Да, вот странно, что я получаюсь пока скорее «британцем», чем «американцем». Хотя мне при моём литературном опыте рановато пока выводы делать.

Ты "Коллекционера"-то прочитал?

Его как раз и нет. «Мантисса», «Волхв», «Любовница французского лейтенанта», «Гроза», пока на этом остановился. Надо бы теперь и «Коллекционера» добить, я как-то за него принялся, а он почти сразу же возьми и куда-то денься.

Вот, кстати, наковырял по загашникам его цитаток, в своё время приглянувшихся.
Скрытый текст

  • 0

#15 asc

asc
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPip
  • в движении

  • Cообщений: 3 870
84
Няшка

Отправлено 29 Ноябрь 2012 - 10:51

О, месье, вот тут уже дело вкуса. А что, неплохая идея: берем некий отрезок, где на одном конце извращенность и порок, а на другом - якобы добродетель, и показываем, что точки, близкие к разным концам отрезка, приблизительно равны в своем уродстве.

В любом случае оно сильно на поверхности уже в районе середины романа, едва ли не сразу, как повествование передаётся 20-летней девушке. А что вообще хорошего/интересного во 2-части? Вполне занятная сайд-стори, которая к слову настолько "сайд", что лучше бы вышла отдельным произведением. Впрочем, моё мнение - это лишь мнение искушённого читателя.

shryggur, цитаты хороши, благодарю. Взамен предлагаю пару понравившихся цитат из "Коллекционера" (в добавление к 3-й из первого поста, которая мне ещё четыре года назад понравилась). Может сподвигнут тебя на более активные поиски книги.
Скрытый текст

  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных