Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Моральные дилеммы в художественных произведениях


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 Allen_8

Allen_8
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPip
  • fata Morgana

  • Cообщений: 1 179
849
Двойной поняша

Отправлено 29 Июнь 2019 - 12:53

Как правило, художественные произведения, будь они реалистические или фантастические, создают конфликт, обостряя существующие проблемы и ситуации до уровня, где в них раскрываются новые грани, характеры, идеи. В одних случаях добро всегда побеждает зло, избегая серых зон, хотя намёк, который читателю и зрителю урок нет-нет да и проявится в самом сказочном мультфильме. Другие нарочито ставят конфликтные ситуации во главу угла, а потом решительным *паф!* их схлопывают, обеспечивая захватывающий сюжет. Третьи превращают дилеммами истории в тяжёлое и занудные "объекты искусства", оставляя тягостное впечатление на душе и провоцируя приступы спгс. Так или иначе, моральная дилемма - типичный приём повествования и источник идей, основанный на неидеальности наших идеальных ценностей, морали и справедливости.

Дилеммы бывают разные. О проблеме "меньшего зла" в наше время не слышал только глухой, но столкновение ценностей меж мирами (например, западным и восточным), поиск дыр в общепринятых нормах, сравнение действия и бездействия и оспаривание права на существование минорных и антисоциальных ценностей ничуть не менее распространены и никак не решатся со времён древних греков и китайцев (а только прирастают в числе). Именно потому, что дилемма по определению не имеет 100%-верного решения. Временами они далеки от нашей реальной жизни, где самым моральным, на первый взгляд, является выбор "качать или не качать". В других случаях дилеммы внезапно оказываются на острии жизни, когда реальность доказывает, что она интереснее и конфликтнее любого вымысла, и разделяют общественное мнение, как например бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, которая одними воспринимается как классический образец меньшего зла, другие считают её неоправданной и бессмысленной.

Из того, что хотел бы упомянуть сам (плз не забываем спойлеры в критичных случаях, надеюсь, модераторы не видят их автоматически раскрытыми) - дилемма в Heavy Rain, где главный герой
спойлер вынужден убить (или не убить и рисковать провалом) наркодилера ради спасения своего сына и перед убийством обнаруживает, что его жертва - отец двух детей. Это чуть ли не единственная явная дилемма в игре, так как остальные просто проверяют стойкость и смелость героя. Правильно ли он сделал? Могу только (конечно, субъективно) сказать, что в обоих случаях он недостоин того хеппи-энда, который ему подсовывает Кейдж - независимо от того, виноват ли он в выборе или основную вину несёт главный злодей.
(надо сказать, меня не удовлетворило количество и качество дилемм в этой игре, ставящей такой большой акцент на сюжет, но оставим подробности за пределами стартового поста). Или гораздо более эпичная дилемма - концовка манги о Навсикае, где Навсикая большой спойлер! уничтожает ковчег с памятью/душами тысяч/миллионов людей до апокалипсиса, обладающих технологиями, способными гарантированно спасти человечество и планету, ради того мира, который она знает, и естественного порядка вещей. Это решение резко отделило (для меня, по крайней мере) образ героини в манге от образа безукоризненно святой из аниме - опять же не то, чтобы я осуждал её выбор, но нигде больше я не видел, чтобы Миядзаки поднимал такие тяжёлые темы.
Бывают и утрированные, символические дилеммы, например трагическое разрешение в Клубе убийц букв комплекса вселенской вины , когда наиболее тонко чувствующий и ответственный герой - Рар, осознав в полной мере и представив, что каждый день, чем бы ты лично не занимался, в это время неизбежно умирают сотни тысяч людей, многие от болезней, войн, голода, в муках и отчаянии, не способен вынести подобного осознания и невозможности в полной мере изменить ситуацию и кончает жизнь самоубийством.

Кажется ли вам, что выраженные дилеммы натянуты и портят всё произведение? Или какие-то зацепили, заставили задуматься или вспоминаются с интересом и любовью?
  • 1

#2 BonAntonio

BonAntonio
  • Супермодераторы

  • PipPipPipPipPipPipPip
  • Glory to Chaos, Someday's Dreamers!

  • Cообщений: 7 385
3 648
Модератор в матроске

Отправлено 29 Июнь 2019 - 14:13

Кажется ли вам, что выраженные дилеммы натянуты и портят всё произведение? Или какие-то зацепили, заставили задуматься или вспоминаются с интересом и любовью?

Что-то я не помню случаев, когда бы это моральная дилемма была не к месту там, где ей нашлось место. Наличие такого элемента создаёт не дешёвую, а очень даже доброкачественную неопределённость в истории. Ты всё время воспринимаешь Навсикаю такой, а затем встаёт ребром острый вопрос без единого чёткого определённого ответа, и тут ты начинаешь сомневаться, сомневается и героиня. И вот ты уже вроде бы склонился к одной из сторон, подразумевая, что и героиня поступила бы так же, а она в итоге всё переворачивает с ног на голову совсем другим ответом, рождая в душе вихрь сложных эмоций и дум. И это только один из вариантов развития событий и вызванных ими эмоций. Так что моё мнение: моральный выбор не может испортить то произведение, где он действительно нужен, и если он там есть, то сделает его лишь лучше вне зависимости от итогового расклада. Просто потому, что уводит читателя / зрителя от примитивной концепции «чёрно-белого» в пользу более всеобъемлющего многоцветья жизни с кучей маленьких взаимосвязанных и нет обстоятельств и деталек, приведших к тому или иному ответу. Тем моралдьный выбор и хорош - он расширяет восприятие новыми гранями мира, людей, их решений. Главное, чтобы автор истории ещё и показать такой моральный выбор смог правильно.

Если говорить об играх, то моральный выбор является, можно сказать, вторым именем серии игр «Shin Megami Tensei», которую я премного одобряю (как раз сейчас вновь вернулся к «SMT IV: Apocalypse»). На протяжении всей игры ты можешь тут без задней мысли совершать действия и выбирать между вариантами ответов, не подозревая, что на самый главный вопрос в финале такой подход может оставить тебе всего один доступный ответ, от которого ком застрянет в горле. Ты же хотел всех спасти, да? Ха, благими намерениями вымощена дорога в Ад, распишитесь в геноциде населения Токио - вы же сами отвечали на вопросы до этого и выбрали сторону Ангелов, а их как раз Всевышний и отправил устроить второй Всемирный потоп + все немногие достойные спасения уже на Ковчеге, а та толпа запятнанных грехом нам без надобности.

На Западе ближайшим аналогом «SMT» в плане морального выбора для меня оказалась игрушка «Vampire: The Masquerade - Bloodlines», которая при меньших масштабах заставляет осуществлять ещё более остро поставленный и в чём-то более реалистичный моральный выбор, как и в «SMT», обеспечивая множественность исходов.

На анимешном фронте можно выделить кламповские «Х», «ХХХхолик», «Технолайз», в обязательном порядке работы Кунихико Икухары (он просто король морального выбора: тут и «меньшее зло», и конфликт Запада-Востока в ценностях, и всё то, что Аллен выше перечислил, и даже больше), все эти «Гатари» Нисио Иссина, «Границы пустоты», «Бугипопы», «Тетради Дружбы», «Тетради смерти» и вообще почти всё то,
что уходит у японцев в мистику и психологию. В общем говоря, тему морального выбора японцы очень любят, а мы в большинстве своём именно поэтому любим аниме и прочее творчество Страны восходящего солнца.

В книгах моральный выбор ещё более частый гость, гораздо. Даже вот то крайнее, что я на днях закончил читать -«И объяли меня воды до души моей» за авторством Кэндзабуро Оэ - и там это есть. Всю книгу, очень необычную хорошую книгу.

В общем, примеров тьма...
  • 0

#3 chemcrot

chemcrot
  • Старожилы
  • PipPipPipPipPip
  • Дятел

  • Cообщений: 1 006
34
Хороший

Отправлено 30 Июнь 2019 - 16:56

Есть аниме с периодическими дилеммами для описания закона мира.
Вроде XXXHOLiC или Алхимика... Там есть закон некоего "равенства получения и отдачи", который наверно Кто-то (Бог) должен регулировать. Но это подано с полунаучным подходом, что это само регулируется. Меня иногда несколько раздражало основание этих дилемм - как бы "научно и естественно", но на самом деле магия.
Есть аниме с концовками, где герои и антигерои борються за разные варианты развития мира. В принципе здесь меня обычно может раздражать само оформление противостояния. Но само противостояние обычно стандартно - "порядок и свобода". Так как это противостояние достаточно давно отработано (но не решено) в культуре, тут сложно что-то полностью испортить. Хотя мне может не нравиться выбор героя или автора, но само дилемма логична.
Есть более локальный выбор героя. Мне сложно судить о тех случая когда выбор мне не понравился.
А вот там где выбор понравился, я наверное более объективен.
"Волчица и пряности", 2 сезон, дилеммы ГГ вместе с непонятностью финансовых сделок слишком сильно ... "тормозили", усложняли сюжет.
  • 0

#4 Aeolide

Aeolide
  • Старожилы
  • PipPipPip
  • Зю - самая милая мышка! <3

  • Cообщений: 481
25
Хороший

Отправлено 16 Июль 2019 - 07:08

ну, собственно, анимешником я стал исключительно потому что посмотрел у приятеля в общежитии несколько кусочков из «Х» и как раз остановился на моменте когда Сацуки допрашивает Юзуриху на предмет "почему же нельзя убивать людей?" и говорит что этические, идеалистические, биологические ответы все не являются полноценными.

и вот этот момент меня так зацепил что через два года я пошел искать сериал чтобы наконец получить ответ на вопрос.

ну и само собой, борьба Драконов Неба и Драконов Земли, с их противоположными идеологиями.. и готовностью не останавливать ни перед какими жертвами чтобы остановить противника. дилемма отношений Сейширо и Субару (растущая корнями ещё с Токио Вавилона). синдром Пандоры, когда видишь будущее но не можешь его изменить...


  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных